ТОМСК, 8 авг – РИА Томск. Ученые геолого-географического факультета Томского госуниверситета (ГГФ
ТГУ) изучают, как влияет потепление и антропогенная нагрузка на автодороги и
мосты в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), мониторинг проводится с
помощью беспилотника с лазерным сканером, сообщает в четверг пресс-служба вуза.
Деформация из-за деградации
"Ученые Томского государственного университета
в рамках нового проекта, поддержанного грантом губернатора ЯНАО, приступили к
исследованию интенсивности криогенных процессов…Объект исследований гляциологов
– автодорога Надым – Салехард протяженностью 324 километра, связывающая восток и
запад ЯНАО и на участках которой отмечается разрушение полотна", – говорится в сообщении.
Поясняется, что в последние десятилетия в северных регионах участились
случаи деформации дорог.
"Причины
могут быть в увеличении освоенности территорий человеком и трансформации климата.
Это влечет за собой изменение характеристик многолетнемерзлых пород, являющихся
чрезвычайно уязвимым компонентом", – цитируется руководитель проекта, завлабораторией гляциоклиматологии ГГФ ТГУ Александр Ерофеев.
В частности из-за
потепления разрушаются берега, сложенные многолетнемерзлыми горными породами,
неравномерно проседают почвы из-за вытаивания подземного льда, пучится грунт. В
итоге возрастает риск деформирования дорог, опор мостов, трубопроводов и других
элементов инфраструктуры.
Добавляется, что помимо
транспортной инфраструктуры ученые ТГУ исследуют 14 мостов через реки и ручьи.
Для организации многолетнего мониторинга они развернут сеть реперных пунктов,
координирование которых будет выполнено при помощи спутникового геодезического
оборудования с точностью до 1 сантиметра.
Беспилотник
в помощь
По словам Ерофеева, вопросы взаимного влияния
транспортных объектов и природной среды до сих пор остаются малоизученными. И
получить информацию, важную для сохранения инфраструктуры и строительства новых
объектов, можно, используя в организации геотехнического мониторинга современные
геопространственные технологии.
"Для этого на протяженных линейных объектах мы
впервые используем беспилотное воздушное судно вертолетного типа, оснащенное
лазерным сканером с максимальной дальностью в 300 метров и спутниковой геодезической
аппаратурой. Вертолет изготовил для нас индустриальный партнер ТГУ – АО НПП
"Радар-ММС", – поясняет ученый.
© предоставлено пресс-службой ТГУАлександр Ерофеев
Также в
мониторинге интенсивности криогенных процессов эффективным средством стало
применение воздушного лазерного сканирования.
Уточняется, что исследовательское
оборудование было закуплено ТГУ в рамках проекта УНУ "Мегаустановка"
для исследования тающих ледников. Большим преимуществом этой технологии
является возможность получения цифровых моделей рельефа с высоким разрешением
не только на открытых участках, но и под пологом растительности.
В сочетании с точной спутниковой геодезической
привязкой применение такой технологии даст возможность мониторинга состояния
поверхности с разной периодичностью. На основе полученных данных ученые оценят интенсивность
и динамику процессов внешнего и внутреннего влияния на объекты.
"Анализ данных воздушного лазерного
сканирования позволит выявить особенности деформации дорожного покрытия на обширных
участках. Помимо этого, ученые отсканируют прилегающие территории. В
перспективе на этих участках будет выполнено численное моделирование ряда
природных процессов", – говорится в сообщении.
© предоставлено пресс-службой ТГУБеспилотник ТГУ с лазерным сканером
Ранее сообщалось, что изучение разрушения вечной
мерзлоты, таяния ледников и других изменений окружающей среды является одним из
ключевых исследовательских направлений, развиваемых ТГУ в рамках стратегического
проекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество
жизни". Проект реализуется при поддержке федеральной программы
"Приоритет 2030".
Также ранее сообщалось,
что для повышения конкурентоспособности вузов Минобрнауки РФ запустило в 2021
году новую программу "Приоритет 2030". Из томских вузов в число
участников вошли ТГУ, ТПУ, СибГМУ, ТУСУР и ТГАСУ.
В общей сложности они получили грантов на сумму более 3,5 миллиарда рублей. На
успех повлияло объединение компетенций вузов в рамках проекта "Большой
университет Томска".