Проблема отсутствия горячей воды дольше заявленного срока традиционна для
Томска. В ряде домов ГВС появляется только осенью. О том, положена ли компенсация
за срыв сроков подачи воды и куда в таких случаях обратиться, РИА Томск рассказал
юрист в сфере ЖКХ Владимир Фурсин.
Ранее сообщалось, что томичи активно жалуются на срывы сроков возобновления
подачи ГВС в ходе традиционного летнего ремонта теплосетей в 2024 году. Многие
дома оставались без горячей воды больше месяца. По данным на 22 августа, без
горячего водоснабжения оставались 856 многоквартирных домов в Томске, более 200 из
них – дольше плановых сроков. Более актуальной информации у мэрии нет.
– На сколько можно оставить потребителей без ГВС?
– Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды – восемь часов
в течение одного месяца либо четыре часа единовременно. При аварии на тупиковой
магистрали – 24 часа подряд. Что касается продолжительности перерыва в связи с
профилактическими работами ежегодными (то, что летом происходит), то раньше в
соответствии с СанПиНом был срок 14 суток, потом его убрали.
При этом согласно постановлению Госстроя до сих пор действует рекомендация
по максимальному сроку отключения: 14 суток. Администрация Томска, к сожалению,
и тогда нарушала, и сейчас, допуская до трех недель перерыв в графике отключений воды.
Как сообщалось ранее, в Томске в среднем срок отключения горячей воды – три
недели. По словам технического директора СП "Тепловые сети" АО
"ТомскРТС" Бориса Горяйнова, данный срок недостаточен для подготовки
оборудования к полноценным нагрузкам.
– Что делать, если отключение горячей воды затянулось?
– Если срок отключения горячей воды превысил временные рамки, обозначенные
в графике отключений, необходимо подать в УК или ресурсоснабжающую организацию
претензию с требованием обеспечить "своевременное и качественное
предоставление горячего водоснабжения".
Нужно разобраться, кто виноват: либо управляющее лицо, либо снабжающая
организация. Если управляющая организация не подготовила дом, не опрессовала,
то виновата будет управляющая организация. Если подготовила и опрессовала, а
ресурсники не подают ГВС – то виноваты ресурсники.
Кроме того, в случае нарушения сроков жители дома могут обратиться в
прокуратуру или облдепартамент ЖКХ и госжилнадзора. В данном случае
"ТомскРТС" могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Также
в дальнейшем за счет этого обращения будет проще доказать факт нарушения в
суде.
– Что делать, если эти обращения не помогают?
– Если УК или ресурсоснабжающая организация не удовлетворила претензию,
после их ответа можно обратиться в суд с иском (к "ТомскРТС" или УК)
с требованием предоставить качественную услугу, возместить убытки и
компенсировать моральный вред. Также в иске можно потребовать оштрафовать
организацию в пользу потребителей, хотя в настоящее время суд делает это даже
без требования.
Сумма требования (штрафа), к сожалению, будет не очень большая (от 1,5 до 5
тысяч рублей). Но если бы потребители обращались массово, то дела могли бы
рассматриваться и без участия сторон… Например, обратилось 10 тысяч
потребителей, а это уже от 30 до 50 миллионов (сумма потенциальных штрафов).
Это было бы, с одной стороны, существенно для ресурсников, с другой стороны,
они бы были завалены судебными делами.
Сумма компенсации морального вреда и возмещения убытков при этом может быть
совершенно разной. В Томской области, насколько мне известно, нет прецедентов
(не было таких дел. – Ред.). Есть прецеденты взыскания морального вреда от
незаконного отключения от электроэнергии. По стране случаи с горячей водой
есть.
Например, приобретение бойлера. Если человек докажет, что он вынужден был
купить бойлер, чтобы пользоваться им в связи с тем, что у него не было горячей
воды, ему могут возместить стоимость оборудования и его установку. Докажет, что
у него либо инвалиды, либо дети, что ему горячая вода жизненно необходима,
кипятить в чайнике нецелесообразно, потому что большой объем требуется.
Так как на сегодня прецедентов еще нет, первому из обращающихся в суд лучше
проконсультироваться, например, с бесплатным юристом. После создания
прецедента, шаблона, остальные обращения будут оформляться значительно легче.