ТОМСК, 2 сен – РИА Томск. Положение регионального оператора по
вывозу мусора в Томске и Томском районе с начала реализации мусорной реформы
только ухудшалось, говорит экс-директор "Спецавтохозяйства" Михаил
Курилов. В 2024 году к низкому тарифу добавились дополнительные штрафы за
нагрузку на ось и сокращение нормативов для юридических лиц. Какое, по его
мнению, будущее ждет САХ – читайте в интервью РИА Томск.
Ранее сообщалось, что с июля 2019 года САХ является региональным
оператором по вывозу мусора в Томске и в Томском районе. Все эти годы
предприятие работало с самым низким в России тарифом. В августе 2024 года в
думе Томска заговорили о возможном банкротстве САХа.
За
пять лет подешевел только томский мусор
– Михаил Анатольевич, мы хотим понять, насколько сложная сейчас
ситуация в "Спецавтохозяйстве" и как это влияет непосредственно на
качество обслуживания?
–
Давайте сначала определимся с понятиями. Есть региональный оператор, которым
является "Спецавтохозяйство". У регоператора есть четыре района
города: Кировский, Советский, Ленинский и Октябрьский и Томский район. В
Кировском мусор вывозит "ЕА Систем", в Советском – "МЛТ
Транспорт", в Ленинском – "АБФ Логистик" – это частные компании,
в Октябрьском – "САХ". Так же каждая из компаний возит мусор из Томского
района.
Поэтому,
когда мы произносим слово "САХ", я воспринимаю, что мы говорим, о
транспортной компании, которая обслуживает Октябрьский район. И я на своем
месте занимался вывозом мусора из Октябрьского района и отвечал за организацию
вывоза ТКО со всего Томска и Томского района.
– Вы довольны тем, как вывозится мусор в Октябрьском районе?
© Савелий Петрушев
–
Если мы возьмем статистику обращений и отмотаем на 4-5 месяцев назад, то увидим,
что жалоб стало существенно меньше. В том числе на это повлияла и покупка тех
самых 10-ти мусоровозов в начале года. Я иногда слышу досужие домыслы, что
машины покупают, но ничего не меняется. Но что было бы, если бы их не купили? Я
могу ответственно сказать, что ситуация была бы намного хуже.
И
чтобы убрать все непрофессиональные рассуждения: машины купил город Томск для
соблюдения экологической безопасности. Это собственность города Томска, и
именно администрация решает их судьбу.
– Сейчас можно встретить много рассуждений о том, насколько
правильно было изначально то, что регоператором стало муниципальное
предприятие. На ваш взгляд, насколько эффективным было это решение? Может быть,
действительно лучше было бы поручить вывоз ТКО частнику?
–
Я много лет проработал в бизнесе и могу сказать, что форма собственности не
влияет на качество работы. Да, МУП – очень затейливая форма. Потому что ты
работаешь в системе координат чиновника, но все хотят, чтобы ты давал результат
как коммерсант и приносил деньги. А так не бывает… Более того, в графе
"прибыль" в тарифе для УМП стоит цифра "0". Понимая эти
сложности, государство и приняло решение о ликвидации УМП и МУПов.
В
случае с регоператором нет разницы частный он или УМП, так как форма
собственности не влияет на доход предприятия. Эта деятельность тарифицируемая,
и тариф единственная его доходная часть.
Поэтому первопричина всех сложностей "мусорной реформы"
в Томске и Томском районе, о которой я говорю на протяжении пяти лет, – ошибка
при расчете тарифа, допущенная в 2019 году. Можно порассуждать про оптимизацию
расходов предприятия, но, поверьте, это было сделано сразу: внедрены
логистические программы, система ГЛОНАСС со всеми ее датчиками и возможностями
учета и так далее.
Официальный
орган – ППК "РЭО" (Публично-правовая компания "Российский
экологический оператор. – Ред.) говорит, что средний тариф платы с жителя в
России 122 рубля ежемесячно. В Томске этот тариф составлял до июля этого года
64 рубля, с июля – 73 рубля. И это для жителей многоквартирных домов (МКД). Для
индивидуального строительства (ИЖС) он с июля 56,63 рубля.
Но в 2019 году, до реформы, житель МКД платил в среднем 66 рублей
25 копеек, Прошло пять лет, и мы только 1 июля вернулись к цене 2019 года. Я
вас сходу спрошу: назовите мне хотя бы одну товарную позицию, которая за пять
лет подешевела в России, кроме тарифа на вывоз мусор в Томске и Томском районе.
Нет такого.
Возьмите,
к примеру Богашево, это Томский район. В 2019 году там платили 75 рублей. Ни
математически, ни логически не может услуга стоить в 2024 году дешевле, чем в
2019-м. Просто не может ни по каким параметрам.
– Как так получилось, что тариф стал меньше?
–
Это главный вопрос. В 2019 году понизить тариф никто никого не просил. И когда
я пришел в "Спецавтохозяйство", то просчитывал экономику и соответственно
будущую работу предприятия, исходя из текущего на тот момент тарифа. Никто не
ожидал, что его обрушат на 20%.
Поэтому,
если исправить главную ошибку, то ситуация сразу изменится. Ведь нельзя ехать
на такси бизнес-класса, если заплатил за эконом.
Новые
нормативы и рамка
– Тем не менее, пять лет вы проработали с таким тарифом. Почему вы
решили написать заявление и уйти?
Определенные
решения принимаются по разным причинам. Они могут быть личными или связанными с
семейными обстоятельствами, но если вернуться к рабочим моментам, то произошли
две вещи. В июле департамент природных ресурсов снизил норматив накопления ТКО
для юридических лиц. Это сократит ежемесячную выручку регионального оператора
на 12 миллионов, это очень существенно.
© Валерий Доронин, пресс-служба мэриии
Кроме
этого, на трассе по дороге на полигон еще одним департаментом Томской области
была установлена рамка весового контроля. Если по-простому, то она будет
штрафовать за превышение нагрузки на ось. Штрафы там от 250 до 450 тысяч
рублей. С 1 по 27 июня только в САХ пришло штрафов на 1,8 миллиона рублей.
Подрядчики получили даже больше. Цифр июля и августа я не знаю.
То
есть от дохода, который и так стал меньше из-за снижения норматива, нужно
отнимать еще как минимум 2 миллиона каждый месяц. Но главное, что отнимаем мы
от цифры, которая и так все пять лет не соответствует экономике.
– Как тогда вы жили все эти пять лет?
–
Люди платят, оплачивают счета, деньги идут к регоператору. При этом
регоператорам не дали доступа к базам данных жителей и юрлиц, чтобы им
начислять полноценно плату за услугу. У нас начислением занимается Единый
расчетный центр, мы им платим процент за это. И это тоже очень больной вопрос,
так как половина томского бизнеса вообще не имеет договоров на вывоз ТКО и
просто сваливают его на площадки жителей, а население не доплачивает ежемесячно
3-4 миллиона, что наращивает кредиторку.
Соответственно
из денег, которые приходят регоператору, он должен расплатиться с подрядчиками,
выдать зарплату, заплатить налоги, заплатить за бензин, за запчасти. Подрядчики
выставляют свои затраты по тоннам, которые они привезли на полигон. Стоимость
определена торгами по 44-ФЗ.
– Сколько долгов сейчас перед подрядчиками?
–
Не скажу точно, но долг всегда в районе 80-100 миллионов. Это долг, который
гасится, но с задержкой. Условно в августе мы гасим май. Задержка постоянно
около трех месяцев.
– На последнем заседании комитета городского хозяйства в гордуме
очень бурно обсуждалась возможность того, что регоператор может стать банкротом
при такой экономике.
–
То, что существует постоянный разрыв между фактическими затратами и тарифом, я
уже сказал. Этот разрыв закрывался все годы банковскими кредитами. Мы их брали
и отдавали, и за счет этого и других банковских инструментов
"вывозим" предприятие.
Конечно,
падение выручки за счет снижения норматива для юрлиц и штрафы от рамки очень
осложнят работу, но на предприятии сильные экономисты и вообще коллектив очень
сильный, поэтому никто никого не обанкротит. Но придется прибегать к субсидиям,
чего предприятие не делало с 2021 года.
– Но с 1 октября САХ станет ООО...
– И
это ничего не изменит. Собственником и предприятия и техники, как был, так и
остается город Томск.
– Вы говорили про банковские кредиты. Они и в настоящее время
есть?
–
Конечно, есть. Без кредитов САХ бы и трех дней не прожил.
Что
в будущем?
– Кстати о мусоровозах. Сейчас техники достаточно?
–
Скажем так: если бы городу купили 18 мусоровозов, то город бы в лице САХа как
транспортной компании обслуживал бы Советский и Октябрьский районы. И этого бы
хватало. Но купили 10. И для работы в Октябрьском районе САХу хватает, хотя
машины с износом 90% все еще есть. Несмотря на все сложности удалось обновить
парк мусоровозов города, да и у подрядчиков почти все машины новые.
И
здесь мы снова возвращаемся к рамке весового контроля. На что она еще сыграла
кроме штрафов и потери денег? Ведь никто не хочет эти штрафы платить, что все
делают. Везут по полкузова. И вторая половина, которая могла бы уехать,
остается в городе на площадке. Это же тоже простая арифметика.
Соответственно,
нам, чтобы сейчас преодолевать эту рамку, возить по полмашины, надо либо купить
в два раза больше мусоровозов, что нереально, потому что цена мусоровоза где-то
в районе 10-11 миллионов. Либо увеличивать число рейсов, что невозможно
физически, потому что есть график, расстояния, система труда и отдыха
водителей, а работать по ночам запрещает законодательство.
© телеграм-канал КПО "Сибирь"
И
опять-таки в тарифе заложены два рейса в день.
– Сейчас говорят о субсидии в 50 миллионов рублей.
–
Это очень хорошо, только это ничего не решает. Если сейчас, условно, перед
подрядчиками и поставщиками самого САХа долг за май, то он станет за июнь. Это
некое затыкание дыры, которая образовалась, но если мы смотрим вперед, то там
неопределенность. Долги будут расти и с ними придется работать.
– Долги перед сотрудниками есть?
–
На момент моего ухода, долгов по зарплате, по налогам не было.
– Может ли как-то повлиять на ситуацию открытие
мусоросортировочного завода?
–
Завод – это часть системы и он крайне необходим. И очень правильно, что он
появится. Возникнет завод, мы станем меньше захоранивать отходов на полигоне, и
это существенно поможет решить главную задачу реформы – обеспечить экологическую
безопасность. Плюс здесь не будет рамки. Она стоит в другом месте, и когда с
завода повезут другой техникой, не мусоровозами, в этом отношении будет
легче.
Самое
главное, дожить до того, когда запустится завод. Чтобы к этому времени остались
те, кто будет туда возить мусор. Решить эту проблему можно, только если
привести тариф к экономически обоснованному с учетом всех современных реалий.