ТОМСК, 6 сен – РИА Томск. Письмо с упоминанием основания Томска могло пойти
на растопку печи, если бы в XVIII веке академик Герард-Фридрих Миллер не
включил его в свой архив. Сейчас документ хранится в архиве РАН. Благодаря ему
мы точно знаем, что наш город был основан 7 октября 1604 года. О значении дат
для самосознания горожан рассказал РИА Томск историк и журналист Константин
Шолмов.
Что считать днем рождения Томска?
Согласно уставу Томска, Днем города считается 7 июня. Именно в этот день в
1604 году на берегу Томи высадились казаки, посланные царем Борисом Годуновым
для основания города. Однако день рождения Томск празднует 7 октября, в день,
когда казаки основали Томский острог. Кроме того, позднее появилась традиция во
вторую субботу сентября отмечать День томича – один из самых масштабных городских
праздников.
В 2014 году только что вступивший в должность мэр Иван Кляйн обратился к историкам
с просьбой документально установить настоящую дату основания Томска. Это должно
было положить конец спорам о том, когда же правильнее отмечать день города:
летом при хорошей погоде или осенью, чтобы в празднике могли участвовать тысячи
приезжих студентов. Оперативно отыскать документальное свидетельство тогда не
смогли.
Было известно, что "свидетельство о рождении" города хранится в
архиве РАН в Санкт-Петербурге. Найти документ томским ученым помог руководивший
на тот момент питерским медиа-центром РИА Новости Константин Шолмов.
© РИА Томск. Никита ГольцовКонстантин Шолмов до 2014 года возглавлял питерский медиацентр РИА Новости, потом с журналистики переключился на свой туристический бизнес. Но в сферу его профессиональных интересов входят экскурсии не только по Петербургу, но и по всей стране.
Как Москва с Сибирью переписывались
– Какова ваша роль в поиске документа об основании Томска? Какая у этого
предыстория?
– В январе 2014 года ко мне обратилась моя коллега – руководитель томского
медиацентра "РИА Новости" Татьяна Свинцова. Она попросила разыскать
первичный документ об основании Томского острога в библиотеке Российской
академии наук (РАН). В принципе, ученые-историки знали, где эта бумага
хранится, но никто не видел оригинала. Все видели только последующие
публикации.
© РИА Томск. Вера Зернова
Было известно, что это так называемые "Миллеровы тетради", или
"Портфели Миллера", жившего при Ломоносове академика Миллера. К моему
большому удивлению, оказалось, что на 2014 год они не были до конца изучены.
Самим тетрадям почти 300 лет, а документы в них еще на 200 лет старше – тогда в
России не существовало исторической науки. Была бюрократия с XVII века, в том
числе Сибирские приказы.
Это обычная бюрократическая переписка с Москвой, чаще всего она касалась
плохого сбора налогов, или что два года не платят завербованным воевать с
китайцами и киргизами. Смешно, что все сибирские пишут в одинаковом стиле:
"а людишки у нас поиздержались", "все обносилися",
"казны нет, зелья нет, хлеба нет", "поможите, люди добрые",
"все разбегаются". Я так подразумеваю, они сгущали краски.
Все это до второй половины XVIII века, когда появилась Академия наук, никто
не собирал, не анализировал. Более того, старую переписку пускали на растопку
печей, в нее заворачивали патроны – в общем, она не представляла никакой
ценности. Первым человеком, который занялся сбором этих документов, был
академик Герард-Фридрих Миллер. Он начал буквально спасать эти старые
документы.
В итоге сформировались большие тетради с кирпич толщиной, в черную кожу
переплетенные. Они собирались по отраслевому принципу. Если это Сибирский
приказ, к нему подшиваются все документы. В XIX веке ученые составили описи, и
это само по себе уже большой труд, потому что там тысячи документов, если не
десятки тысяч.
В том числе было найдено то самое написанное от руки распоряжение от 1604
года о строительстве Томского острога. Мне дали белые перчатки, я его открыл,
посмотрел, восхитился, попросил сделать копию, ее я потом и отправил в Томск.
© РИА Томск. Яков Андреев"Свидетельство о рождении" Томска
Официальная регистрация Томска
– Можно ли считать этот документ "свидетельством о рождении
Томска"?
– По сути дела, да. Это такой акт государственной регистрации: официальная
контора Московского царства пишет местным представителям власти, которые здесь
уже де-факто сидели, но де-юре не существовали, о том, что нужно здесь этот Томский
острог срубить. Это отписка из центра сюда. То есть сначала в Москву ушел
запрос, а в ответ получили разрешение, без которого нельзя получить казенные средства, людей, припасы.
Документ этот чрезвычайно ценен. Ведь многие города, особенно
средневековые, свое летоисчисление ведут на основе легенд или от первого
упоминания в летописи. Например, Тула и Елец, о которых говорится в документе XII века: "И посетил он (князь) Елец, и посетил он Тулу". Но под "ельцом"
может подразумеваться островок растительности в степи, а "тула" – это
укромное местечко, куда можно "притулиться".
Совершенно "прекрасная" история случилась с городом, а сейчас селом
Старая Ладога Ленинградской области. Это то место, где как будто впервые княжил
Рюрик. У нас в 2003 году Санкт-Петербург отмечал 300-летие. И область тоже
хотела свой юбилей, но никакого повода не находилось.
И надо же такому случиться, что археологи, которые тогда работали в Старой
Ладоге, выкопали на Варяжской улице бревно, исследовали его и говорят:
"Знаете, это дерево спилено в 753 году" – ровно 1250 лет назад. Как
удачно получилось: 2003 год, и бревно спилено 1250 лет назад. Так давайте же
заодно отметим юбилей Старой Ладоги, а стало быть, и юбилей Ленинградской
области, которая "получилась" на 900 лет старше Петербурга.
Теперь вы везде можете прочитать, что Старая Ладога основана в 753 году,
хотя это, мягко говоря, сомнительная информация. Люди склонны увеличивать
"продолжительность жизни" городов. Таких случаев полно. У Казани
совершенно замечательная история. В конце XIX века они отмечали 400-летие.
Потом прошло лет 80, они в позднее советское время праздновали 800-летие.
Прошло еще 30 лет – они отмечали уже 1000-летие.
© архив РАНТак выглядит документ, подтверждающий дату основания Томска 6 октября. Называется он "Отписка кетского воеводы Постника Бельского томским воеводам Гавриле Писемскому и Василию Тыркову о присылке сведений о том, с каких чулымских, мелесских и киргизских волостей собран ясак томскими служилыми людьми"
Откуда столько праздников?
– Но у нас теперь отмечают и День города (7 июня), и День томича (обычно
вторая суббота сентября), и День рождения Томска (7 октября). В этом году 7
сентября почти без привязки к истории отметили два юбилея – 420-летие Томска и
80-летие области. Чем чревато, по-вашему, такое "жонглирование" датами?
– С моей точки зрения, мы сейчас живем в эпоху, когда появляется много
новых праздников и памятных дат. Это попытка сконструировать новую идеологию.
Мы долго жили в православной системе, потом – в советской, которая во
многом взяла ту же самую религиозную обрядовость и "календарность". У
нас были большие советские праздники – 1 Мая, 7 Ноября, день рождения Ленина,
Новый год вместо Рождества, а летний большой праздник выпал, хотя в народном
календаре он всегда существовал. Если посмотреть, любому советскому празднику
можно найти аналоги.
Кстати, День города нигде в Советском Союзе особо не отмечался, разве что в
Москве и Ленинграде – ключевых городах, важных с точки зрения идеологии. Когда
советская идеологическая система развалилась, этот вакуум понадобилось чем-то
заместить. Сейчас предпринимаются попытки вернуть все на религиозную основу, но
не все люди верующие, а не все верующие – христиане.
Я не думаю, что конструирование новой идеологии у нас – это какой-то
осмысленный процесс, это, скорее, потребность людей. Когда ты живешь в мире,
тебе нужна точка опоры, и одной из таких точек может быть, например, местный
патриотизм – день твоего города, когда он основан, все то, что отличает твой
город от соседского города.
Поэтому возникает множество подобных праздников. Это делается, на мой
взгляд, хаотично и частенько, что называется, на злобу дня. Сейчас, например,
идет большой тренд на поддержание семейных ценностей. В связи с этим везде
уделяется большое внимание деторождению, чуть раньше был тренд на христианизацию,
из-за чего появился День Петра и Февронии, который должен был заменить 14
февраля, но так и не заменил.
Таких дат не должно быть слишком много, потому что "замыливается"
их ценность. Если человека все время кормить деликатесами, они ему приедятся, и
он не будет на них обращать внимания. Когда в советское время дети получали
мандарины один раз в год, это была большая ценность. Теперь купить их можно где
угодно и когда угодно, и сейчас это наша повседневность.
Люди должны ощущать потребность в празднике, и они должны сами
формулировать его суть: почему важно отмечать день рождения Томска, чем томичи
отличаются от всех остальных. Настоящий праздник всегда идет от корней. Это
хорошо заметно в народной культуре. Если вы поедете в деревню, например, на
Курбан-Байрам, или туда, где живут православные старообрядцы, вы почувствуете
этот вайб.