ТОМСК, 21 ноя – РИА Томск. Каждое третье письменное обращение, связанное с нарушением прав потребителей в Томской области, в 2024 году касалось дистанционной продажи товаров; по сравнению с прошлым годом их доля выросла практически в два раза, сообщил РИА Томск главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Анатолий Тамбовцев.
Ранее сообщалось, что региональный Роспотребнадзор принимает от томичей жалобы на нарушения прав потребителей. В 2021 году, как и в 2020-м, от жителей региона поступило около 2 тысяч письменных жалоб, в 2019 году – около 1 700 обращений.
"На данный момент в отдел по защите прав потребителей поступило чуть более трех тысяч жалоб томичей. Из них 30% касаются дистанционной продажи товаров, маркетплейсов. Из года в год эта доля увеличивается – в прошлом году было в районе 17%", – сказал Тамбовцев.
По его словам, всего в управление за январь-ноябрь 2024 года поступило около 5 тысяч жалоб. "В 2021-м во все управление поступило 3,5 тысячи обращений, в 2022 году – 3800. А сейчас три тысячи обращений приходятся только на наш отдел, и год еще не завершен", – добавил собеседник агентства.
Как пояснил Тамбовцев, в целом томичи обращаются в Роспотребнадзор с жалобами на некачественные бытовые услуги и товары, несвоевременную доставку онлайн-заказов. Юристы ведомства готовы бесплатно помогать потребителю в суде, но в случае, если его аргументы будут подтверждены независимой экспертизой.
Что делать, если товар с маркетплейса не устраивает?
Тамбовцев отмечает, что зачастую сам маркетплейс является не продавцом, а посредником. Если качество товара не устраивает, эксперт советует для начала обратиться и к агрегатору, и к продавцу. Если покупатель сразу обращается в Роспотребнадзор, то управление может сделать запрос маркетплейсу и продавцу для разъяснения ситуации
© РИА Томск. Наталья Брусницына "Очень часто все в добровольном порядке удовлетворяется. Это, прежде всего, выгодно для маркетплейса. Но если вы заказывали две кружки, открыли заказ дома и увидели там одну кружку, то это очень тяжело доказуемо в рамках всего, даже суда", – говорит специалист.
По его словам, именно по этой причине покупателю следует при получении товара внимательно ознакомиться с ним. Если человек заказал доставку домой, также не следует торопиться отпускать курьера.
"Допустим, вам привезли телевизор. Если вы получили и расписались, что претензий не имеете, а через три часа начинаете проверять и обнаруживаете скол по диагонали, то вы уже подписались, что претензий не имеете. Поэтому лучше спокойно ознакомиться с товаром, проверить качество", – пояснил эксперт.
Он добавил, что если покупатель в своей претензии указывает на какой-то недостаток, то по закону о защите прав потребителей продавец либо покупатель направляют товар на экспертизу, которая и будет учитываться в суде.
В целях защиты своих прав томичи могут обращаться по телефонам: 8-800-350-4455 и 8-800-350-4156. Кроме того, можно оставить электронное обращение на сайте областного управления Роспотребнадзора.