ТОМСК, 7 июн – РИА Томск, Анна Анохина. Лебеди из автомобильных шин и пальмы из пластиковых бутылок – приметы не только российских дворов. Оказывается, эти образы вдохновляют умельцев на создание ювелирных украшений. О том, как в России появился ЖЭК-арт и насколько глубоко он пустил корни в нашу культуру, РИА Томск рассказала ученый Томского госуниверситета (ТГУ) София Горбунова.
Мусор "на благо"
ЖЭК-артом называют явление, когда горожане благоустраивают придомовые территории, используя бытовой мусор, например, автошины или бутылки. Создают лебедей из покрышек, пальмы из пластиковых бутылок, а также клумбы. ЖЭК-арт возник в позднесоветский период: жители пытались украсить однообразные участки у дома, а из-за дефицита использовали подручные средства.
Ассистент кафедры культурологии и музеологии ТГУ и младший научный сотрудник лаборатории методологии и теории культуры София Горбунова исследовала ЖЭК-арт в рамках гранта Российского научного фонда.
"ЖЭК-арт давно пережил эпоху панелек и перерос рамки дворового благоустройства: шинолебедей можно встретить в виде ювелирных украшений, в поросят из покрышек стреляют в компьютерных шутерах, пластиковые пальмы под настоящим снегом стали своего рода мемом… Несмотря на экологические нормативы и законодательные запреты, ЖЭК-арт объекты продолжают появляться, а значит, это кому-то нужно", – отмечает Горбунова.
По ее словам, "социальный портрет" авторов ЖЭК-арта размыт.
"Это могут быть и пенсионеры, привыкшие "ничего не выбрасывать" и стремящиеся сделать свой двор особенным пространством, и "гаражные" инженеры, проводящие подобным образом досуг (последователи рубрики "Очумелые ручки" из передачи "Пока все дома"), и художники-любители, для которых это способ творческого самовыражения", – поясняет она.
ЖЭК-артом занимаются и экоактивисты, которые поддерживают тренд вторичного использования материалов. Этих людей объединяет идея просьюмерства, то есть производства для себя. Некоторые и вовсе пытаются заработать на этом, создавая дизайнерские коллекции объектов.
ЖЭК-арт по-томски
"В Томске достаточно много ЖЭК-арта. В основном во дворах пятиэтажек и малоэтажной малоподъездной застройки, возле деревянных домов, в частном секторе. Если говорить об организациях – это могут быть детские сады, жилконторы. Но конкретное авторство отследить довольно сложно: это может быть и группа авторов, и один и тот же человек, работающий в разных локациях", – говорит собеседница агентства.
Горбунова отмечает, что томичи используют в благоустройстве деревянные изделия, а также расписывают деревья – это тоже считается ЖЭК-артом. В основном композиции создают из покрышек, пластиковых бутылок и крышек, применяют мягкие игрушки.
"Есть типичные для ЖЭК-арта образы – лебеди и другие птицы (журавли, павлины, даже фламинго) из покрышек, медведи и лягушки из шин, пальмы из пластиковых бутылок, поросята из пятилитровок и пивных кегов. Их легко встретить в любом городе, и Томск – не исключение. Популярны также герои деткой литературы и мультипликации: Змей Горыныч, Чебурашка, Винни-Пух", – рассказывает она.
По словам культуролога, все используемые для ЖЭК-арта материалы угрожают экологии. Покрышки относят к четвертому классу опасности, которые при нагревании выделяют токсичные вещества. С 2021 года их запрещено использовать при украшении территорий. Пластик из-за температуры или осадков разрушается и попадает в компоненты экосистемы, а мягкие игрушки после дождя становятся рассадником паразитов.
"Но я считаю, что ЖЭК-арт приносит гораздо меньше вреда, чем стихийные свалки", – замечает Горбунова.
Отношение жителей и властей
Горожане, власти и урбанисты по-разному воспринимают эту практику. В основном жители относятся к ЖЭК-арту позитивно из-за того, что этим занимаются их знакомые. Некоторые думают, что это безопасный способ использования отходов, а кто-то видит в явлении большую опасность, чем есть на самом деле. В свою очередь, часть урбанистов скептически относится к такому виду благоустройства, другие видят потенциал в желании жителей участвовать в благоустройстве города.
По мнению Горбуновой, неоднозначное мнение складывается из-за недостаточного уровня экологической грамотности, а также тенденции к "негативизации экологической новостной повестки".
"Административным структурам порой приходится принимать нестандартные решения в вопросах, касающихся ЖЭК-арта. Я думаю, помимо формального подхода, важно всесторонне рассматривать ситуацию, решать конкретный кейс с учетом всех интересов, поскольку подобные объекты дороги их создателям и тому сообществу, которое вокруг них существует", – говорит она.