ТОМСК, 9 июн – РИА Томск. Правительство хочет обязать аккредитованные IT-компании помогать университетам в подготовке специалистов для отрасли. Какова кадровая потребность предприятий и почему требуется вмешательство компаний в деятельность вузов, рассказал РИА Томск академический руководитель Высшей IT-школы Томского госуниверситета Олег Змеев.
По данным федеральных СМИ, Минцифры планирует обязать аккредитованные IT-компании с выручкой от 1 миллиарда рублей в год направлять не менее 5% сэкономленных за счет отраслевых льгот (в том числе пониженной ставки налога на прибыль) средств на подготовку IT-специалистов в вузах. Также предприятия хотят обязать отправлять собственных сотрудников преподавать в вузах.
– Насколько сейчас актуален вопрос о продвижении IT-образования? Существуют ли какие-то проблемы в данном направлении?
– Цифры говорят сами за себя. По разным оценкам, отрасли ежегодно требуется от 0,5 миллиона до 1 миллиона специалистов. И это проблема не только РФ, примерно аналогичный дефицит кадров является мировой повесткой.
Если мы говорим про новый технологический уклад, а он будет основан именно на цифровых технологиях, то та страна, которая первой сложит систему, обеспечивающую цифровую индустрию стабильным потоком кадров, интегрирует в систему прорывные исследования в области цифры, и получит тот самый технологический суверенитет, технологическое лидерство.
– Вы назвали приблизительные цифры потребности в кадрах, насколько российские вузы сейчас способны ее закрыть?
– Работы предстоит вагон и маленькая тележка. Но это работа не только университетов, для того чтобы обеспечить такой поток айтишников, нужна именно система. Система начинается не в университетах, система начинается в школе. Нужны учителя информатики, нужны другие программы подготовки, нужны другие IT-колледжи, нужен бесшовный переход от школы, колледжа в университеты, от университета в компании.
Достаточно просто посмотреть на количество людей, сдающих ЕГЭ по информатике, по математике, 500 тысячами там и не пахнет.
– Планы о финансировании вузов за счет крупных IT-компаний – как это вообще будет работать?
– На самом деле, это программа, которая просто меняет условия аккредитации, которая предоставляется IT-компаниям. Если вы посмотрите на то, какие компании попадают под новые условия аккредитации, там те, оборот которых начинается от 1 миллиарда рублей в год.
С учетом того, что компании дожили до таких оборотов, эту самую кадровую потребность они как-то закрывают. У компаний такого масштаба, естественно, есть некоторая система, которая позволяет им получать кадры, иначе они не смогли бы расти. И я думаю, что тот объем инвестиций, который они вкладывают в эту систему, примерно сравним с инициативами правительства.
Более того, есть университеты, которые научились работать с такими компаниями, с программами стажировок, интенсивов. Например, мы работаем с Т-Банком. Наши студенты попадают на интенсивы и через некоторое время начинают работать в Т-Банке. С этой точки зрения "химия" уже есть. И это всего лишь один пример.
Есть другая сторона медали, она более интересная. Некоторый оптимизм вызывает тот факт, что Минцифры заговорило не только о том, что им нужны кадры для цифровой экономики, Минцифры заговорило о том, какие кадры им нужны.
Мы говорим о потребности в специалистах. Большинство этих вакансий – для так называемых Middle-разработчиков. Middle – это человек, который несколько лет проработал в индустрии, у которого хорошая базовая подготовка. Как вы понимаете, дефицит "мидлов" гигантский.
Сложить систему подготовки "мидлов" невозможно без компаний, потому что там требуется действительно реальная практика на реальных проектах с реальным партнером. Для того чтобы выпускник университета на выходе был "мидлом" или "предмидлом", надо очень сильно перестраивать учебный план, затаскивать бизнес обратно в университеты. В этом случае университет для бизнеса должен быть полноценным HR-агентством.
– Какие есть варианты, куда будут расходоваться те самые сэкономленные IT-компаниями 5%?
– Эти самые 5% раскладываются на разные вещи. В эти 5% может входить бесплатное предоставление инфраструктуры, если мы говорим про подготовку айтишников – она требует компьютеров, серверов, дискового пространства, оплату преподавателям, когда сотрудники компании приходят в университеты и работают; организация стажировок и практик студентов. Там достаточно большой и достаточно разумный перечень.
Если мы говорим о компаниях, которые с университетами плотно работают, – там эти механизмы сложены. Например, мы работаем с Т-Банком. Сотрудники Т-Банка работают у нас в качестве преподавателей и при этом являются сотрудниками банка, Т-Банк им за это платит. Или другой пример, наши студенты проходят отбор и попадают на стажировки в ГПБ, банк оплачивает стажировку-практику и студенту, и университету.
Возможны и другие варианты взаимодействия, было бы желание и качество подготовки, и их легко можно сложить. В стране есть небольшое число университетов, где такого рода практика – стандартная вещь.
– Позволит ли новая инициатива расширить количество вузов, сотрудничающих с IT-компаниями?
– Надеюсь, что да, особенно если эта новая инициатива позволит компаниям в какой-то степени влиять на то, что происходит в вузах. Ведь для того чтобы заняться трансформацией IT-подготовки, необходимо желание, команда и понимание того, что очень много придется переделывать.
Если в какой-то степени эти "вливания" в университеты будут сопровождаться другими правами влияния компаний на то, что в университетах происходит, это вполне вероятно сможет привести к значимым результатам, и мы наконец-то избавимся от того, что у нас 50% вакансий на IT-рынке не требуют дипломов о высшем образовании.
Я надеюсь, что это шаг к тому, что мы начинаем строить в стране ту самую систему подготовки IT-специалистов, при которой все стороны, заинтересованные в их наличии, наконец-то начнут разговаривать друг с другом на одном языке.
– Привлечение специалистов в качестве преподавателей в университеты, насколько, на ваш взгляд, это важно?
– По не зависящим от нас обстоятельствам с 1990-х годов мы потеряли целый пласт IT-профессуры. Мы потеряли целый пласт востребованных тематик в области Computer Science – они сейчас в бизнесе, там есть реальные задачи, там есть реальные исследования, там есть реальные компетенции.
Если мы говорим про "голос", то команда Яндекса даст 100 очков вперед любому академическому университету, который занимается исследованием "голоса", распознаванием голоса, речи. В этом смысле возврат людей в университеты и внимание к тому, что нам нужно новое поколение IT-профессуры, – очень важная вещь.
Фронтирные технологии и задачи в бизнесе и появляются, особенно в конкурентном. У кого больше возможностей, больше потребностей, больше компетенций для того, чтобы сначала в этих фронтирных задачах разбираться, а потом обучать этому? Мы очень любим, когда у нас преподаватели из бизнеса читают профильные дисциплины.