ТОМСК, 6 окт – РИА Томск. Студент Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Алексей Сваровский разрабатывает курс, который открывает дорогу в мир CGI-анимации. Его программа для начинающих основана на игровом движке Unreal Engine и обещает быть максимально практической. О том, как родилась идея и чем проект может быть полезен, Алексей рассказал РИА Томск.
Ранее сообщалось, что конкурс "Студенческий стартап" Платформы университетского технологического предпринимательства проводится Фондом содействия инновациям с 2022 года. В 2025-м гранты в размере 1 миллиона рублей получили 2,5 тысячи проектов студентов и аспирантов, в том числе 96 – из томских вузов. Из них 21 проект выполнен учащимися ТУСУРа.
"Мой проект – это образовательный курс по созданию анимационных видеороликов и короткометражных фильмов на игровом движке Unreal Engine. Если говорить проще, мы учим людей создавать графику и анимацию в среде, которая используется для разработки игр. Особенность в том, что упор делается не на теорию, а на практику", – рассказал РИА Томск Сваровский.
Алексей учится на третьем курсе направления "Конструирование и технология электронных средств" Института радиоэлектронной техники. По его словам, идея проекта возникла отчасти из личного интереса.
"Я сам люблю играть в игры и давно думал о том, чтобы создать свои. На втором курсе университета я попал на проект к моему знакомому Владимиру Граховичу (магистрантр ТУСУРа. – Ред.), где впервые попробовал себя в этой сфере. Мне стало интересно, и я решил: если я хочу научиться, значит, есть и другие такие же люди. Почему бы не попробовать сделать курс для всех желающих?" – отметил студент.
Практика вместо теории
Unreal Engine – один из самых популярных игровых движков в мире. На нем работают многие компании, включая российскую студию Mundfish, выпустившую популярную игру Atomic Heart. На этом же движке разработан и популярный Stalker 2. С помощью Unreal Engine снимали сцены популярного сериала "Мандалорец", где виртуальные декорации заменили привычные хромакеи.
Помимо разработки видеоигр, этот движок используют для создания спецэффектов в кино, визуализации архитектурных проектов и даже для подготовки инженерных симуляторов. Благодаря высокой графической реалистичности и возможностям встроенного программирования на движке создают виртуальные миры с детализированным окружением, погодными условиями и сложной физикой объектов.
"Сейчас многие переходят на Unreal Engine 5. Этот инструмент востребован во всем мире и дает студентам шанс учиться на технологии, которая уже стала отраслевым стандартом. Поэтому освоение курса может открыть очень широкие перспективы", – пояснил Сваровский.
Курс рассчитан на два месяца, в общей сложности это 30–40 учебных часов. Он будет платным: ориентировочная стоимость составит около 30–45 тысяч рублей.
"Мы планируем, что слушатели будут не просто смотреть видео, а выполнять практические задания, консультироваться с кураторами. По итогам курса его участники представят свой проект – анимационный ролик. Его будут оценивать преподаватели", – отметил разработчик.
Как идея превращается в проект
Перед подачей заявки на конкурс команда прошла вузовский акселератор "Стартап Полигон". В течение нескольких месяцев готовили документы, уточняли финансовую модель и учились презентовать проект. По словам Сваровского, это помогло превратить идею в реальный стартап: "Мы заполняли документы на протяжении всего акселератора, шаг за шагом отрабатывали детали. Это заняло время, но дало тот результат, с которым уже можно было выходить на конкурс".
Несмотря на это победа в конкурсе "Студенческий стартап" стала сюрпризом для Сваровского. "Я очень радовался. Помню, как проверял список победителей, руки буквально тряслись, а потом увидел свою фамилию. Это было неожиданно и приятно. Но главное – теперь есть возможность продолжать работу и двигаться вперед", – отмечает он.
Первые средства полученного гранта пойдут на закупку оборудования. "Не у всех членов команды есть мощные компьютеры. Поэтому сначала обновим технику, потом займемся записью лекций и презентационного видеоролика. В дальнейшем курс выложим на платформу Moodle, а затем будем думать о собственной площадке", – рассказал студент.
Сейчас проект находится на стадии подготовки. Команда провела сравнительный анализ с другими школами и онлайн-курсами, а также глубинные интервью с потенциальными участниками.
"Большинство собеседников подтвердили, что сегодня не хватает площадок, где можно в практическом формате учиться работе в Unreal Engine. Мы хотим закрыть эту потребность", – уточняет собеседник агентства.
Дальнейшие планы разработчика – не только развивать курс, но и обновлять его с оглядкой на постоянно развивающиеся технологии. "Unreal Engine постоянно меняется, появляются новые функции. Мы хотим следить за этим и обновлять программу, чтобы она оставалась актуальной. В будущем я планирую создать собственную компанию по разработке игр и цифровых продуктов", – добавил он.
По словам студента, курс может быть полезен в разных сферах.
"CGI применяют не только в играх. Это реклама, анимация, дизайн, 3D-моделирование. Красивые и зрелищные ролики набирают миллионы просмотров в соцсетях, помогают компаниям заявить о себе, привлекать покупателей. Мы хотим, чтобы наши выпускники могли создавать именно такой контент", – резюмировал Сваровский.