ТОМСК, 27 окт – РИА Томск. Выпускница Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Кристина Харламова выиграла грант в размере 1 миллиона рублей на создание платформы PutUp для автоматизации репетиторской деятельности; платформа поможет репетиторам сэкономить время на подготовку к занятиям и набирать больше учеников. Подробнее – в материале РИА Томск.

Ранее сообщалось, что на российской Платформе университетского технологического предпринимательства проходит конкурс "Студенческий стартап". Он проводится с 2022 года при поддержке Фонда содействия инновациям. В 2025-м гранты конкурса в размере 1 миллиона рублей получили 2,5 тысячи бизнес-проектов студентов, ординаторов и аспирантов. В их числе 96 проектов томских вузов, из которых 21 – от ТУСУРа.

Рутина мешает

Один из стартапов ТУСУРа, получивший грант в размере 1 миллиона рублей, – проект выпускницы вуза Кристины Харламовой. Она рассказала, что к созданию проекта ее подтолкнула проектная работа в рамках учебного предмета. Студентам нужно было разработать платформу для курсов. После этого девушка решила создать платформу для репетиторов по иностранному языку.

"Мы предполагали, что репетиторам нужна просто платформа, где бы они могли работать. Но мы провели проблемное интервью: общались с репетиторами, спрашивали, как строится их рабочая деятельность, что конкретно в данный момент их не устраивает и что они хотели бы улучшить", – сказала собеседница агентства.

Она пояснила, что репетиторы, которые преподают иностранный язык онлайн, тратят большое количество времени на рутинные процессы подготовки к занятиям. Это мешает преподавателям набирать больше студентов и увеличивать свой заработок.

"Репетиторы для того, чтобы проводить свои онлайн-занятия в интерактивном формате со студентами, используют 3-5 разных платформ, включая Zoom, Яндекс-телемост для аудио-видеосвязи, доску по типу Holst или Miro. Параллельно с этим может быть Quizlet – это приложение с карточками", – отметила Харламова.

По ее словам, процесс подготовки к занятиям также осложняет необходимость разрабатывать отдельную программу для каждого студента, ведь изучают язык для разных целей. На подготовку у репетитора может ежедневно уходить четыре часа или весь день, если материалы уроков готовятся на целую неделю. 

Харламова отметила, что у команды появилась идея создать платформу, на которой репетитор сможет вести онлайн-уроки, в том числе с интерактивными элементами, создавать задания, вести статистику успеваемости по каждому студенту и назначать уроки.

Компьютерное зрение в помощь

"У нас появилась идея. Есть же очень много учебников по разным языкам. Некоторые учебники очень старые. И все это (задания из учебников) вручную приходится переносить. Мы разрабатываем систему, которая просто по изображению учебника или PDF-файла автоматически конвертирует задание и переносит на платформу уже сразу в готовом виде, с нужными полями ввода, вариантами ответа и всем текстом", – сказала Харламова.

По ее словам, если время подготовки к занятию с одним человеком сократится хотя бы на 30 минут, то репетитор сможет набирать в группу на 15-20% студентов больше.

Собеседница агентства объяснила, что на данный момент команда создала прототип платформы. Для оцифровки заданий из учебников репетитору достаточно сделать фотографию нужного упражнения и загрузить ее в специальное окно. Платформе требуется буквально несколько секунд, и изображение переводится в задание, где сохраняются поля для ввода пропущенных слов или варианты ответов.

Для считывания и перевода заданий платформа использует компьютерное зрение – нейросеть, которая определяет информацию с изображений и видеороликов.

"Мы тренировали (ее) на разных фотографиях, включая просто учебники в PDF-формате. Мы показывали и учили, где здесь что – что вот у нас текст, вот это у нас задание. Потом мы обучали ее на простых фотографиях с телефона, чтобы она считывала нечеткое изображение. "Скормив" ей несколько десятков изображений, она сохранила, запомнила", – пояснила Харламова.

Перспективы развития

Харламова рассказала, что деньги гранта планируется потратить на создание готового продукта. Для этого команда хочет прокачать нейросеть, полностью уйти на российское программное обеспечение, например, встроить в платформу подписки на сервисы видеосвязи.

По ее словам, на создание готового варианта платформы может уйти от полугода. Продукт будет доступен репетиторам по подписке: 159 рублей в месяц за каждого обучаемого студента.