ТОМСК, 5 дек – РИА Томск, Валентина Анкудинова. Предприниматели в Томской области готовятся к росту налоговой нагрузки: повышение НДС и снижение порога выручки приведут к удорожанию работы и рискам закрытий. Как к этому готовятся предприниматели, и могут ли власти региона им помочь – в материале РИА Томск.
Пресловутые 2%
По данным федеральных СМИ, в конце ноября президент подписал масштабный пакет поправок в Налоговый кодекс, в том числе предусматривающих повышение базовой ставки НДС с 20% до 22%. Нововведение начнет действовать с 1 января 2026 года. Как подчеркивают в Минфине, эта мера рассматривается как один из способов компенсировать рост дефицита бюджета в ближайшие годы.
При этом льготная ставка НДС в размере 10% сохранится для социально значимых товаров, включая основные продукты питания, детские товары, отдельные виды медицинских изделий и лекарств. Экономисты отмечают, что хотя сохранение пониженной ставки позволит сдержать рост цен в этих категориях, это не отменит удорожания в других сегментах – особенно в сфере услуг и производства.
Важная часть закона – изменение порога выручки, после которого малый бизнес обязан перейти с "упрощенки" на уплату НДС. Сейчас этот порог составляет 60 миллионов рублей в год. Поправки вводят поэтапное его снижение: с 2026 года – до 20 миллионов рублей, с 2027-го – до 15 миллионов, с 2028-го – до 10 миллионов.
В пояснительной записке, размещенной на сайте Госдумы, к законопроекту говорится, что цель нововведения – "унификация налоговой нагрузки" и "приведение условий работы малого бизнеса к единым правилам вне зависимости от системы налогообложения".
Однако экономисты и представители бизнес-объединений (включая "Опору России" и Торгово-промышленную палату РФ) предупреждают: такое резкое снижение порога приведет к тому, что десятки тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП) и небольших компаний будут вынуждены вести более сложную отчетность, платить НДС и фактически переходить на новый уровень администрирования. Это увеличит их издержки и сделает ведение бизнеса более затратным.
В соответствии с Налоговым кодексом НДС отнесен к федеральным налогам, то есть он полностью поступает в федеральный бюджет.
"Каждый процент отражается на выручке"
После общения с томскими предпринимателями, с которыми связался корреспондент РИА Томск, стало очевидно: сильнее всего новые правила ударят по тем, кто работает в сегментах с низкой маржой и высокой долей постоянных расходов. Для многих сейчас главный вопрос – как пережить переходный период, не потеряв клиентов и финансовую устойчивость.
Для малого бизнеса повышение НДС до 22% сказывается не напрямую, а через цепочку удорожаний.
Виктория, владелица небольшой фитнес-студии в Томске, работает на упрощенной системе и сейчас НДС не платит, однако почти все ее контрагенты предупредили, что будут закладывать рост ставки в цену услуг:
"У небольшой студии нет большой подушки безопасности. Когда подрядчики закладывают новую ставку НДС в цены, это ощущается сразу: аренда вырастет, расходники и инвентарь тоже, сервисы вроде CRM и онлайн-кассы уже предупредили о корректировке тарифов. Расходы растут быстрее доходов, и нам приходится пересматривать бюджет по каждой строке. Повышать цены очень не хочется. Все понимают, какие сейчас у людей расходы, но без этого студия просто не выйдет в плюс".
Еще одна предпринимательница, оказывающая тренерские услуги, призналась, что повышение НДС вынудило ее пересмотреть систему оплаты. Чтобы удержать клиентов и не работать в минус, она ввела дифференцированный тариф: при оплате наличными сохраняется старая цена, при оплате через терминал – новая, повышенная. Разница составляет около 2 тысяч рублей за месячный курс занятий.
"Все эти годы бизнес шаг за шагом выводили из тени, убеждали нас переходить на прозрачные платежи, показывать обороты, работать официально. А сейчас получается обратный эффект: с такими налогами многие просто уйдут в тень, потому что иначе работать невозможно", – считает она.
С ростом налоговой нагрузки сталкиваются не только офлайн-сфера. Татьяна, предпринимательница, торгующая через Wildberries, говорит, что изменение порога выручки и повышение НДС создают неопределенность и для онлайн-продаж.
Формально ближайшее снижение лимита до 20 миллионов рублей, которое вступит в силу в 2026 году, ее бизнес пока не затрагивает. Однако оборот магазина растет и уже сейчас приближается к 10 миллионам. Что произойдет за два года – угадать сложно. При активном росте продаж она может оказаться в новой налоговой системе гораздо быстрее, чем планировала.
"Если оборот начнет расти быстрее, чем я ожидаю.., придется переходить на НДС. А это уже совсем другой уровень учета: декларации, сверки, документы. Самой вести это нереально – нужен бухгалтер, а это дополнительные траты. Поэтому я и переживаю: реформа вводится быстро, а бизнесу нужно время, чтобы подготовиться. Если неопределенность сохранится, возможно, придется даже притормозить продажи", – говорит Татьяна.
Цены вырастут, зарплаты – нет
Федеральные эксперты отмечают, что повышение НДС почти неизбежно приведет к росту цен на товары и услуги. По оценкам аналитических центров, эффект может составить 1,5-7%, в зависимости от отрасли, структуры затрат и уровня конкуренции.
При этом ожидать сопоставимого роста зарплат не приходится. Большинство компаний уже работает в условиях высокой себестоимости и ограниченного спроса, и у них попросту нет ресурса увеличивать фонд оплаты труда.
"Мы и так держим зарплаты на максимально возможном для нас уровне. Но если все вокруг дорожает – аренда, сервисы, закупки, налоги – откуда взять деньги на индексацию? Главное сейчас – сохранить команду и не попасть в минус. О повышении зарплат в таких условиях речи не идет", – сказал РИА Томск один из томских владельцев небольшого предприятия сферы услуг.
Экономисты предупреждают: если цены будут расти быстрее, чем доходы населения, реальная покупательская способность снизится. Это ударит, прежде всего, по сфере услуг и малому бизнесу, сегментам, которые первыми почувствуют сокращение спроса и замедление деловой активности.
АУСН может помочь
На фоне обсуждения повышения налоговой нагрузки в Томской области все чаще звучит вопрос о том, какие региональные инструменты способны поддержать малый бизнес в переходный период. Одним из таких механизмов может стать автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Ее введение обсуждали на недавнем собрании облдумы.
По информации депутата облдумы Галины Немцевой, АУСН уже действует в 72 субъектах страны, в том числе у ближайших соседей Томской области.
"Для участников АУСН отменена отчетность, налоги рассчитываются автоматически. Главное – они освобождены от уплаты НДС с доходами до 60 миллионов рублей в год", – написала Немцева в своем телеграм-канале.
Перейти на этот режим могут самые небольшие предприятия: не более пяти сотрудников, доходы до 60 миллионов рублей, основные средства – в пределах 150 миллионов. Для бизнеса это возможность сохранить привычную модель работы и не попасть на повышенные налоговые требования раньше, чем он готов.
О необходимости введения такой меры на последнем собрании облдумы говорила и депутат Екатерина Радионова.
Она сообщила коллегам, что в конце ноября в Торгово-промышленной палате прошел круглый стол с предпринимателями: "Мы услышали очень тревожные сигналы, особенно из муниципалитетов. Речь идет о самых обычных магазинах – тех, где продают хлеб, молоко, мясо. Люди всерьез говорят, что не потянут новую налоговую нагрузку и будут закрываться. Некоторые прямо говорят: "Закрою магазин и буду торговать из гаража за наличку".
Радионова добавила, что предприниматели работают на пределе возможностей не только из-за налогов, но и из-за обязательных сопутствующих расходов: программного обеспечения, требований маркировки и других обязательных сервисов.
"Бизнес не понимает, почему в качестве помощи предлагают, например, разместить (рекламный) баннер в городе, когда у людей нет денег на интернет или обновление программного обеспечения. Нужен комплексный аудит существующих мер, чтобы убрать неэффективные и усилить действительно полезные", – считает она.