ТОМСК, 17 дек – РИА Томск. Когда речь идет о законотворчестве в масштабах федерального округа, "одна голова хорошо, а десять – лучше". Именно этот принцип стал основой Совета законодателей Сибирского федерального округа – одной из ключевых площадок для обмена опытом между законодательными собраниями сибирских регионов. Об особенностях работы этой структуры – в интервью председателя Совета Оксаны Козловской.

Совет законодателей Сибири создан в 2006 году и объединяет председателей законодательных собраний 10 субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.

Несколько раз в год руководители Заксобраний собираются вместе, чтобы обсудить актуальные проблемы, поделиться лучшими практиками, выработать правовые механизмы для развития территорий с учетом сибирской специфики, подготовить консолидированную экспертную позицию по законодательным инициативам для рассмотрения на федеральном уровне.

С 2018 года Совет возглавляет председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская.

– Оксана Витальевна, какова ключевая миссия у Совета законодателей СФО, для чего он создавался?

– Безусловно, главная цель Совета – координация законотворческой деятельности для обеспечения единства правового пространства РФ. Ключевая задача – гармонизация регионального законодательства с федеральным, а также подготовка предложений по его совершенствованию.

Совет служит площадкой для межрегионального взаимодействия сибирских парламентов как между собой, так и с палатами Федерального Собрания, правительством и федеральными органами исполнительной власти.

Выездные заседания в регионах позволяют нам детально знакомиться с приоритетами и особенностями развития территорий, работой региональных парламентов и спецификой законодательства. Это значительно углубляет понимание системных региональных проблем и обогащает наш опыт.

Деятельность Совета строится на плановой основе, исходя из предложений регионов. Приоритетами являются вопросы межрегионального значения и наиболее острые "болевые точки", затрагивающие несколько территорий. Каждой теме предшествует детальный анализ информации от всех участников. Итогом обсуждений становятся предложения по совершенствованию как регионального, так и федерального законодательства.

– А гарантирует ли это, что решение проблемы сдвинется с места?

– Принятие консолидированной позиции Советом законодателей Сибири позволяет привлечь внимание федеральных органов к проблеме. Мы видим, что наши инициативы действительно изучаются как законодательными, так и исполнительными структурами на федеральном уровне, и нередко учитываются в федеральной повестке.

Однако, нужно понимать, что подготовка законопроекта — процесс комплексный и многогранный. Он требует определенных полномочий и ответственности органов власти, детальной проработки инициативы, оценки правовых и экономических последствий в случае принятия закона. Поэтому процесс от инициативы до принятия закона может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

При этом результаты есть: за последние годы до 70% наших предложений находят отражение и реализацию либо на федеральном, либо на региональном уровне. Это подтверждает, что федерация слышит регионы. Более того, есть примеры, когда сибирские регионы действуют на опережение: сначала принимают собственные законы, отрабатывая механизмы их применения в той или иной модели, а затем успешный опыт масштабируется.

Например, поправки в закон об образовании, которые позволили регионам бесплатно обучать рабочим профессиям девятиклассников, не сдавших ОГЭ. Инициатива родилась в регионах, была отработана на местном уровне (в 11 регионах РФ такие законы действовали на протяжении нескольких лет) и в итоге, совсем недавно, в ноябре текущего года, получила федеральное развитие.

– Очевидно, что когда вопрос проработан сразу несколькими регионами, его легче продвинуть в центр принятия решений. Есть в Сибири такие примеры?

– Безусловно, совместная проработка вопроса, например, десятью регионами, значительно повышает его вес и шансы на успешное продвижение. В качестве примера приведу законодательную инициативу по охране объектов культурного наследия, разработанную регионами Сибири.

Ее суть – разрешить регионам перенос деревянных зданий-памятников на новые территории для их физического сохранения, с возможностью использования освободившихся площадей. Каждый регион обладает уникальным опытом в этой сфере, и только объединив его в ходе совместной работы, мы сформировали проект федерального закона в единой логике.

В 2024 году, после обсуждения на нашем Совете, этот проект от 10 субъектов Сибирского федерального округа был направлен в Совет законодателей Российской Федерации.

Совет законодателей РФ – ключевая экспертная площадка для оценки и продвижения законодательных инициатив всех российских регионов. При нем действуют 12 рабочих комиссий, в составе которых работают не только руководители законодательных органов субъектов РФ, но и председатели профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации.

Каждая комиссия Совета законодателей РФ рассматривает такие проекты законов по своим направлениям (или предметам ведения) и дает заключения об их доработке, принятии или отклонении.

По сути, это первый "фильтр" отбора предложений федерального уровня для его "превращения" в федеральную норму (или правило), обязательное для применения в определенных условиях. И положительное заключение Комиссии существенно повышает шансы на поддержку в Государственной думе.

Сегодня наш проект по охране объектов культурного наследия находится на рассмотрении в комиссии Совета законодателей РФ по вопросам социальной политики, и мы ожидаем ее заключения.

Даже если мы получим замечания, это тоже будет результатом, так как федеральные эксперты могут выявить аспекты, неочевидные на региональном уровне. Совет законодателей Сибири стал одним из первых, кто начал использовать этот механизм для продвижения совместных региональных инициатив.

– Всегда ли членам Совета легко договориться?

– Практика показывает, что при рассмотрении вопросов на Совете наши коллеги заинтересованы не только в обмене мнениями, но и в подготовке согласованной позиции. Возьмем для примера уже упомянутую инициативу по охране объектов культурного наследия, первоначально предложенную Иркутской областью.

У Красноярского края, Томской и Омской областей к проекту были серьезные замечания. Однако в ходе обсуждения мы нашли компромисс, доработали текст и отправили на федеральный уровень согласованную редакцию, поддержанную всеми десятью сибирскими регионами. Это наглядный пример того, как через диалог можно прийти к консолидированной позиции.

– А какие еще вопросы вы рассматривали на Совете законодателей и что в планах на 2026-й?

– Совет собирается дважды в год, и в повестке, как правило, до пяти ключевых вопросов. Среди недавних – вопросы воспитания детей и молодежи в современных реалиях, подготовки и закрепления на рабочих местах учителей и врачей в школах и больницах городов и сел наших регионов.

Совместно с профильным комитетом Государственной думы мы прорабатывали единые подходы и набор мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в регионах.

Также подготовили предложения в проект Стратегии развития образования в РФ до 2036 года и на перспективу до 2040 года. Особое внимание уделили изменениям в системе высшего образования в связи с отходом от Болонской системы и вопросам подготовки квалифицированных кадров под заказ бизнеса для экономики Сибири.

На примере опыта Омской области Совет изучал вопрос перехода регионов на одноуровневую систему местного самоуправления в связи с принятием федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".

На следующий 2026 год запланировано обсуждение ряда не менее значимых для регионов Сибири вопросов. Один из них – это комплексное развитие территорий. С инициативой выступил Красноярский край, чей опыт будет интересен и полезен для Томской, Иркутской, Омской и Кемеровской областей.

Кроме того, в октябре этого года состоялось заседание Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ "Сибирское соглашение". Этот орган, напомню, создан более 35 лет назад для координации действий руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти сибирских регионов в производственно-экономическом, научно-техническом и социальном направлениях развития макрорегиона.

На этом заседании был рассмотрен вопрос об итогах исполнения плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Совету законодателей Сибири было дано поручение совместно с исполнительными органами власти подготовить к рассмотрению необходимые инициативы, обеспечивающие реализацию Стратегии.

Будет продолжена реализация парламентских проектов, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Речь о масштабном проекте "Большая Сибирь – Большая память", в рамках которого по инициативе Совета законодателей СФО и при активной поддержке Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" создана единая всесибирская цифровая платформа памяти. Сибирские дивизии внесли значительный вклад в Победу, а сибиряки сражались на всех фронтах, где шли бои. И наш долг – сохранить эту историю.

В 2026 году мы начнем реализацию нового межрегионального проекта "Единое историческое пространство. Дороги Победы". Инициатива получила поддержку Национального центра по сохранению исторической памяти при президенте Российской Федерации. Председатель центра Елена Петровна Малышева, приезжая в Томск, поддержала инициативу и предложила масштабировать проект, привлекая регионы, где расположены города трудовой доблести, города воинской славы и города-герои. Всего в Российской Федерации 9 городов-героев, 47 городов воинской славы, 70 городов трудовой доблести (в том числе в Сибири – 12 городов).

Распространить проект можно и на восточные регионы, ведь наши воины сражались и с милитаристской Японией на Сахалине, Курилах и других территориях Дальнего Востока. Можно привлечь и регионы дружественных нам стран – Беларуси, Казахстана, Узбекистана, где тоже ковалась Победа, и чьи жители воевали плечом к плечу на фронтах Великой Отечественной.

Уже заключено четырехстороннее соглашение о сохранении исторической памяти между Псковской и Томской областями, Кузбассом и Алтайским краем. О готовности присоединиться заявили Смоленская и Омская области, Красноярский край.

В "дорожную карту" проекта войдут различные мероприятия: изучение боевого пути сибирских дивизий и других воинских формирований в ходе защиты и освобождения фронтовых и оккупированных территорий на западе и востоке России, исследование и описание подвигов воинов-сибиряков.

Другие направления – это жизнь тыловых регионов, их вклад и помощь фронту; история промышленных предприятий, эвакуированных из западных регионов страны; организация помощи сибирских регионов в восстановлении разрушенного хозяйства освобожденных регионов в послевоенные годы. Это совместная работа по увековечиванию памяти воинов-сибиряков и воинов – уроженцев фронтовых регионов, умерших от ран в сибирских госпиталях.

Уже в мае объединенный поисковый отряд отправится в экспедицию в Локнянский район Псковской области. Обсуждается и создание документального фильма, где молодые поисковики расскажут о личной значимости такой работы. Это не просто памятные акции – это живая связь поколений и укрепление нашего общего исторического пространства.

Безусловно, политический календарь ставит новые задачи: наступающий 2026 год станет важным электоральным рубежом для действующих депутатов. Жителям четырех сибирских регионов – Красноярского и Алтайского краев, Омской и Томской областей – предстоит избрать новые составы своих парламентов.

Поэтому впереди – период подведения итогов работы предыдущего созыва и определение приоритетных направлений для вновь избранных депутатов по улучшению качества жизни и в интересах наших земляков. А итоговую оценку всем нам поставят сибиряки через свой осознанный выбор.