ТОМСК,
15 окт – РИА Томск, Александр Мазуров. Томский Музей истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря озвучивает
недавно обнаруженные в областном архиве автобиографии насельниц;
планируется, что посетители смогут услышать их рассказы от первого лица уже в ноябре
2023 года, сообщил РИА Томск один
из создателей музея священник Евгений Маслич.
Ранее сообщалось, что музей, посвященный истории
Иоанно-Предтеченского женского монастыря, утраченного в 1920-е годы, открылся в приходе храма святителя Феодосия Черниговского (улица Студгородок, 4)
в 2022 году. На открытии прошла презентация 3D-реконструкции архитектурного ансамбля монастыря. Проект "Женский монастырь в Томске: погружение в реальность" в 2021 году получил президентский грант в размере 2,6 миллиона рублей.
"В настоящее время команда проекта работает над
обновлением экспозиции. Для того чтобы она стала более интерактивной,
современной и интересной, мы решили включить в ее состав аудиогиды с
автобиографиями монашествующих, воспоминаниями одной из воспитанниц
монастырской школы, протоколами допросов монахинь, которые были осуждены в 1937
году по печально известной 58-й статье", – рассказал собеседник агентства.
© предоставлено Евгением МасличемМузей истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря
По словам Маслича, за год музей посетило около 700 человек из Томска, Северска, Новосибирска, Красноярска, Омска, Москвы и других городов России. Среди посетителей – студенты, школьники, педагоги, сотрудники музеев, экскурсоводы, православные паломники и туристы.
От
первого лица
Идея обновления проекта заключается в том, чтобы насельницы
(проживавшие в монастыре) рассказали свои истории от первого лица: в настоящий момент их автобиографии
озвучивает актриса одного из
томских театров. Новые
элементы экспозиции будут
представлять собой фигурки из пенокартона с наклеенными на них фотографиями и QR-кодами.
"Несколько автобиографий монашествующих мы обнаружили прошедшим летом в областном архиве в заявлениях монашествующих о восстановлении их в избирательных правах. Данные документы говорят о том, что во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов, многие насельницы томского женского монастыря были лишены избирательных прав как представители духовенства", – рассказал Маслич.
© предоставлено Евгением МасличемНеизвестная послушница одного из сибирских женских монастырей. Начало XX века
Он добавил, что лишение избирательных прав было формой государственного давления на неугодных режиму. В 1920-е годы, после закрытия монастыря, насельницы "рассеялись" по церковным приходам, в большинстве жили маленькими общинами на частных квартирах.
"Многие работали, причем официально, в швейных
артелях и других кустарных производствах. Статус же "лишенца" влек за собой
увольнение с работы... полную потерю и без того скудного дохода. Нас удивило, что
монашествующие боролись за свои права, пытались вернуть себе статус рядовых
граждан. В их делах сохранились по два, а то и три заявления с просьбой о
восстановлении в правах", – сказал священник.
© предоставлено Евгением МасличемУчетная карточка одной из насельниц томского женского монастыря
"Прошу
избирательную комиссию…"
После прихода к власти
большевиков в 1917 году бывших "эксплуататоров" лишали избирательных
прав. Помимо торговцев и использующих наемный труд, с репрессиями сталкивались и
представители духовенства. Лишение прав служителей религиозного культа, к
которым нередко относили бывших насельниц, приводило к увольнениям с работы,
прекращению выплат пенсий и пособий, конфискации имущества.
Евгений Маслич
поделился несколькими историями лишенных избирательных прав насельниц Иоанно-Предтеченского
женского монастыря.
Мария
Сергеева:
"Меня зовут Сергеева Мария Ивановна. Я родилась
в 1887 году в селе Николаевка Чебулинской волости Мариинского уезда Томской
губернии. По рождению крестьянка. В настоящее время проживаю в городе Томске на
улице Красного Пожарника.
Я – девица одинокая, неимущая, занимаюсь стежкой
одеял и добываю средства к существованию трудами своих рук. В женский монастырь
поступила в 1912 году, 25 лет от роду. Состояла при Доме трудолюбия, научилась
грамоте.
В монастыре тогда проживало до двухсот человек, из
них монахинь было человек 30-40. А мы были простые работницы – как члены
трудовой артели, только на религиозных началах.
По приходе Советской власти нас реорганизовали в
первую трудовую женскую артель и мобилизовали на пошивку одежды для
производства. За это снабжали предметами питания.
Я работала в артели до 21-го года, а потом уехала на
родину в Николаевку. Но опять вернулась в город: в деревне-то жизнь бедная, и
работы нет <…> Имущества у меня никакого нет, торговлей не занималась и
монахиней не была. Но в 29-м году меня лишили избирательных прав, непонятно,
за что.
<…>
Но жить в монастыре – далеко еще не значит быть
монахиней. Прошу избирательную комиссию восстановить меня в гражданских правах".
По словам священника, в мае 1930 года заявления Сергеевой удовлетворили.
После войны, когда в Томске стали вновь открывать церкви, она вошла в состав
общины Петропавловского прихода. Ее имя встречается в списке прихожан за 1944
год.
Домна
Гостинцева:
"Я, Гостинцева Домна Сафоновна, родилась в 1889
году в деревне Выпазовки Курской губернии, в бедняцкой крестьянской семье. Нас
было пятеро ребят, я – старше всех братьев.
В 1890 году с родителями мы приехали в Сибирь. А в
1905 году остались без отца – он умер. Я училась в сельской школе, в селе
Яя-Борик Ижморского района Томской губернии.
Ввиду наших недостатков в хозяйстве в 1906 году
учительница этой школы устроила меня в женский монастырь в городе Томске. Там я
была послушницей, училась живописи и провела всю свою молодость.
В 1919 году я уехала в деревню к братьям. До 1923
года жила у них и работала в хозяйстве.
В 1924 году снова приехала в Томск. Была домашней
работницей, стежила одеяла для магазина. В 1926 году меня лишили избирательных
прав, так как причислили к лицам духовного звания, и я осталась без
работы.
Жить мне не на что, и я прошу восстановить меня в
избирательных правах".
Домне Гостинцевой отказали.
"Комиссия посчитала, что она не проявила лояльности
к советской власти. В 1931-1936 годах она работала сторожем Воскресенской
церкви и была членом церковного совета. В августе 1937 года ее арестовали, а 8
октября расстреляли. Ей было 48 лет. Реабилитировали Домну Гостинцеву в 1965
году", – рассказал Евгений
Маслич.
***
Работы над обновлением экспозиции музей планирует завершить к ноябрю 2023 года.
Также к концу года планируется открыть передвижную выставку о томском женском монастыре в лицах. Музей хочет рассказать о судьбах монахинь, их церковной деятельности, трудовой жизни, а также репрессиях, которым они подверглись в годы советской власти.
© предоставлено Евгением МасличемМонахиня Сергия (Евдокия Коростелева) поступила послушницей в Иоанно-Предтеченский монастырь в 1915 году. После закрытия была прихожанкой церквей, приняла монашество. Умерла 15 декабря 1986 года.
"Многие сестры в 1920-1930-е годы были лишены прав, кто-то был сослан и даже расстрелян. Но были и те, кто пережил годы испытаний и активно участвовал в возрождении церковной жизни в послевоенное время. Об этих людях мы и хотим рассказать", – пояснил Маслич.
Женский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1876 году в Томске, на рубеже XIX-XX веков был одним из крупнейших в Сибири. Он располагался между современными улицами Студенческой, Учебной, Вершинина и Усова. В 1920 году монастырь был закрыт, в его помещениях разместились детские дома. Позднее часть зданий была разобрана, а на их месте расположились общежития Томского политеха.
Сегодня сохранились семь объектов архитектурного ансамбля монастыря, признанного памятником истории регионального значения.
Создатели музея продолжают реконструировать
историю женского монастыря в Томске и просят оказать содействие в поиске историй, фотографий или вещей.
© предоставлено Евгением МасличемМузей истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря