RIATOMSK.RU
+11°C
26 апреля 2024  |  
19:44
  |  
+11°C
14:32  1 октября 2015 г.

Паршуто: мегасобытие могло бы серьезно подтолкнуть развитие Томска

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии ТомскаПаршуто: мегасобытие могло бы серьезно подтолкнуть развитие Томска

ТОМСК, 1 окт – РИА Томск. Мегасобытие наподобие российско-германского саммита-2006 могло бы существенно подтолкнуть развитие Томска, особенно его улично-дорожной сети. Другим инструментом привлечения инвестиций в масштабные инфраструктурные проекты может стать проект "ИНО Томск", считает первый заместитель мэра Евгений Паршуто.

В четверг стало известно, что Паршуто покидает свой пост. Накануне этого события он в интервью РИА Томск рассказал, в каком направлении будет двигаться Томск, какие развязки и крупные микрорайоны могут появиться в городе в ближайшие годы, и как продвигается проект "Томские набережные".

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска
– Евгений Валерьянович, очень много и долго говорили про то, что вот-вот начнется застройка на севере Томска. Но, как я понимаю, подвижек пока нет?

– Строители идут туда, где есть или формируются условия для того, чтобы строить. Сейчас ситуация такова, что условия сложились на левобережье Томи, на территории Томского района, где начинает проект "Карьероуправление" (в Заречном сельском поселении – Ред.). И второе направление – Южные ворота (застройщик – "Томская домостроительная компания" – Ред.).

Оба проекта рассчитаны примерно на 17 тысяч жителей. Они вступили в стадию реализации. А "выстрелили" эти направления, потому что не было торгов: земля находится в собственности у строителей – в условиях непростой экономической ситуации на рынке это серьезный аргумент в пользу девелопера.

Более того, оба проекта попали в программу "Жилье для российской семьи", там будет жилье ценой 35 тысяч за квадратный метр, предусмотрена федеральная поддержка по компенсации затрат на строительство инженерной инфраструктуры. Строители уже давно работали с этими участками, разработаны и утверждены проекты планировки и проектная документация на первоочередные объекты этих жилых районов.

Что касается востока и севера города, то там достаточно серьезные проблемы, которые, тем не менее, будут решены. Причем на за 5-10 лет: я думаю, что в ближайшие 2-3 года начнется строительство и на площадке "Супер-восток", и в Сосновом бору – это первый микрорайон огромного северного района. Проекты планировки того и другого района в процессе разработки и обсуждения.

Возможно, параметры этих районов будут уточнены в процессе корректировки генерального плана города.

– А "Супер-восток" – это что?

– Это огромное поле в 250 гектаров, расположенное рядом с "Вирионом". Достаточно хорошее место, высокие отметки, незаболоченное, ровное, нет таких, как в "Солнечной долине", перепадов. Но земля находится в частной собственности. Владелец участка ведет переговоры по его освоению с одной из томских компаний-застройщиков.

– А где именно на севере планируется освоение?

– В первую очередь, это Сосновый бор. Это земля муниципальная, не разграниченная, которая будет продаваться с торгов. В этом году не стали выставлять на торги эту площадку, поскольку нужно было найти оптимальный баланс между землей для крупного торгово-развлекательного центра и жилыми кварталами. Сейчас вносятся коррективы в проект планировки и межевания.

Думаю, что до конца года эта работа будет закончена. Параллельно подготовлено технико-экономическое обоснование реконструкции дороги из Томска в Северск – она затрагивает этот участок. Когда все эти предпроектные стадии будут проведены, тогда будет правильно и честно этот участок выставлять на торги, чтобы те, кто его купит, понимали, с какими затратами и обременениями они столкнутся.

– Вы же в прошлом году выставляли эти участки?

– Да, выставляли около 20 гектаров под строительство торгово-развлекательного центра (ТРЦ).

– Этот тот ТРЦ, который планировала строить красноярская "Зетта Инвест"?

– Планировала "Зетта Инвест". Но мы выставляли участок на торги, и эта компания не участвовала. Возможно, им показалась большой цена, хотя для 20 гектаров она была не такая обременительная – около 70 миллионов рублей.

– А вообще кто-то проявлял к нему интерес?

– Вообще желающих построить ТРЦ очень много. Но все они хотят либо в Михайловскую рощу, либо в центр города, где мы не можем этого позволить. Этот участок (на севере – Ред.) рассматривали несколько крупных игроков.

Что касается жилья, то там нормальные условия. Это будут торги 2016 года.

– Если не ошибаюсь, были планы в район этого ТРЦ вынести зоопарк из Северска…

– Нет. Зоопарк северский предполагалось выносить в открытую часть ЗАТО. Это совсем другой участок, это территория другого муниципального образования.

– Раз уж тему Северска затронули, планируются еще какие-нибудь проекты, связанные с развитием транспортной доступности между Томском и Северском?

– Кроме существующей дороги – нет. Кроме реконструкции существующего коридора, предполагающей строительство двухуровневой развязки на АРЗе, других вариантов нет. И это и не нужно сегодня, потому что этой связи вполне достаточно.

– А каковы перспективы проекта по двухуровневой развязке на АРЗе?

– Если реально на вещи смотреть, то 2020-2022 годы. Гораздо раньше нужно заниматься южным транспортным узлом. Он для города наиболее важен. Это и развязка на 76-ом километре (от Богашевского тракта через железную дорогу на Коларовский тракт – Ред.), по которому решение принимается. И Транспортная, и Южная площади.

– Какие варианты по транспорту рассматриваются в южном направлении?

– Первое: включена в улично-дорожную сеть города улица Степановская, которая дала возможность из Южных ворот выйти на улицу Континентальную, и выйти в сторону Мокрушинского переезда. Это задача 2015 года. Там ситуация уже чуть-чуть улучшилась с расширением переезда. Когда будет развязка на 76-ом километре, транспортный поток переключится на Богашевский тракт, но все упрется в Транспортную площадь – наиболее загруженную и проблемную.

Поэтому очередность такая: 76-й километр, следующий этап – площадь Транспортная. Потом уже время покажет, нужно ли Южную площадь вообще делать в двух уровнях или оставить на какое-то время. Стоимость у всего узла приличная – по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) порядка 9 миллиардов рублей в ценах 2015 года.

– На все южное направление?

– Да. Она учитывает все обременения, выкупы участков, переносы коммуникаций – все полностью. Что-то можно исключить, наверняка можно удешевить, но в целом понимание по масштабам капитальных вложений есть.

– А рассматриваются только бюджетные средства?

– Иных денег быть не может: при любом раскладе – бюджетные. Чтобы искать эти источники, нужно показать все перспективы этого проекта, к чему приведет его реализация. Он должен не только улучшить транспортную доступность, но и повысить капитализацию земли в этом месте. Здесь должны появиться новые современные здания и сооружения.

Рядом – законсервированная промзона в районе улицы Елизаровых, есть еще участки, которые могут осваиваться.

– А когда реально приступить к реализации этой транспортной программы?

– Сейчас самое главное поэтапно подготовить проектную документацию, без которой не попадешь ни в одну федеральную программу. Самый минимальный цикл подготовки, включая экспертизу, – это полтора года, в целом по южному направлению – минимум два года. При этом надо понимать, что это тоже существенные вложения из бюджета не менее 300 миллионов рублей, которые пока нигде не предусмотрены.

– Параллельно – поиск средств?

– Да. Понятно, что чудес не бывает. Дождей уже нет золотых. Хорошо, что они пролились на город, когда это было связано с появлением в Томске особой экономической зоны (ОЭЗ). И сегодня они вряд ли прольются просто так. Либо это должно быть какое-то мегасобытие, наподобие тех, которые сегодня продвигают разные города России, либо в рамках программы "ИНО Томск 2020".

– У нас есть шансы на первый вариант?

– Это сегодня самый реальный катализатор развития крупных городов. Все так развиваются – Сочи, Владивосток, Казань, Красноярск... Томск достоин любого мегасобытия просто по определению. Это особенный город.

Томск – один их 83 региональных столиц. Казалось бы, ряд огромный, но мы входим в число городов с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона и находимся на 18-ом месте столичных городов по населению (исключая миллионники). Мы входим в число городов со статусом "исторического поселения федерального значения" – из региональных столиц всего семь таких городов

Мы единственный город из региональных столиц, где располагаются два университета, входящие в топ-15 вузов России. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, нет больше такого города в РФ. Мы единственный город, который имеет ОЭЗ технико-внедренческого типа внутри городской черты: Дубна и Зеленоград – небольшие города, и это совсем другая история.

И мы единственный город-региональная столица, который граничит с закрытым территориальным образованием в 115 тысяч жителей – самым большим ЗАТО в РФ и в мире.

Да, мы не транспортный хаб, не промышленная столица Сибири, но мы обладаем уникальным набором характеристик и, думаю, что настанет время, когда эти качества сработают на развитие.

– На каком этапе корректировка генерального плана? Он увязывается с проектом агломерации Томск – Северск – Томский район?

– Идет совершенно заурядная работа по актуализации генплана. И нужна она по одной простой причине – рост численности населения. Кроме того, там будет полезная схема размещения объектов муниципального значения. Потому что нас все время спрашивают : "Где у вас будет цирк? Где у вас будет концертный зал? Где будет филармония?" и так далее.

Все остальное – это, по сути, работа статистическая, обобщающая то, что сделано, исправляющая недочеты генерального плана. Но нужен совсем другой документ, увязывающий развитие трех территорий. Даже наметок пока, к сожалению, на этот документ нет.

Это территория в 2,5 тысячи километров, население порядка 750 тысяч человек, это 70% ресурсов региона. Должен быть центральный документ, мастер-план по развитию территории агломерации.

Томск – не Красноярск, и не Новосибирск, и не Кемерово, и не Омск. Здесь все гораздо круче замешано. И сюда должны быть привлечены лучшие силы по стратегическому планированию территории опережающего развития.

– Возвращаясь к транспортному вопросу южной части города. Много говорилось, что было бы неплохо и строителей привлечь к развитию этого узла, а не только бюджет. Удастся?

– Заставлять строителей строить дороги в Томске я бы не рискнул. Как не рискнул бы заставлять строителей строить школы и детские сады. Наверное, в Москве, где все это покрывается квадратным метром, это возможно. В Томске, если эти затраты включить в квадратные метры, это будут сумасшедшие деньги, по которым вряд ли найдется покупатель на жилье.

Если резко изменить ситуацию – можем получить обратный эффект. Вместо одного "живого" строителя сегодня получим ноль. Ждать, что сюда придут на рынок какие-то специально обученные "другие" строители – можно, но это большой риск.

Поэтому здесь нужно двигаться в двух направлениях: немножко играть вот в эту историю, требовать строить внутриквартальные проезды, создавать другой уровень комфорта внутри жилых кварталов, продвигать другие по потребительским качествам здания.

Заводить сюда кого-то обязательно нужно. Такие переговоры ведутся сейчас и с красноярцами, и с тюменцами. Но понятно, что никто сильно никуда не торопится, это все очень болезненно. Это можно продукты питания в упаковке перевезти из одного региона в другой в фуре и получить только транспортные издержки. Здесь все гораздо сложнее.

Нужна база стройиндустрии или понимание того, как это все продается на данной территории. Все города разные с точки зрения продажи недвижимости, нужно понимать условия работы с властью, а они не простые, потому что в коридорах власти и местные строители не всегда могут разобраться, а иногородние приедут, так они просто могут сойти с ума.

Это непросто, но конкуренцию обязательно надо вводить. Такие попытки были, но они все пока что в стадии реализации. Возможно, на территории "Сибэлектромотора" что-то получится.

– А там что сейчас происходит?

– Там земельные активы консолидированы. Но там есть две вещи. Первое – санитарно-защитные зоны ТТУ (Трамвайно-троллейбусное управление) и САХ ("Спецавтохозяйство). Нужно понять – нужно или не нужно их сокращать в интересах города, ограничивает ли их деятельность проекты города.

Второе условие – строительство детского сада или школы на территории этого микрорайона. По организации городского пространства там должна быть школа. Если мы сыграем здесь в другую игру, не совсем выгодную для города, и не будем требовать этого со строителя, то тогда через два года там будут стоять высотки, но там не будет ни одного объекта соцсферы.

– Да, там и вокруг нигде не "воткнуть" ни детсад, ни школу – все застроено…

– Там рядышком на проспекте Комсомольском, 71, снесли дома, спроектировали детский садик. На улице Косарева, 21, мы сейчас также делаем. Для садиков мы можем найти территорию, для школ – невозможно. Школа требует почти два гектара земли, это нереально. Поэтому здесь достаточно жесткая позиция: интересы города – превыше всего.

– А инвестор обращался по поводу сокращения санитарно-защитных зон ТТУ и САХ?

– Конечно, работаем. Есть разные варианты сокращения этих зон.

– Раньше говорили о возможном переносе вообще этих предприятий из центра…

– Что касается САХ, то это вполне реально. Что касается площадки ТТУ, то не все так просто. А зачем сегодня это делать? Если на чаши весов положить, и на кону было бы строительство мегасовременного микрорайона –  можно было бы об этом подумать, а мы говорим о стандартном жилом районе с чуть лучшими потребительскими свойствами.

– Я говорю не с точки зрения строительства района, а развития этой территории как таковой...

– С этой точки зрения – да, план есть, но нет пока конкретных действий, пошаговой программы. Я думаю, по САХ другая потеря будет самая ближняя по срокам – это пескобаза около старого коммунального моста. Потому что территория эта слишком востребована и связана с проектом "Томские набережные". Вот оттуда придется уходить, а на "Сибэлектромоторе" вопрос жизни и смерти не стоит.

– А что с проектом строительства района на месте шарикоподшипникового завода?

– Там утвержден проект планировки. Он достаточно "плотный" – 12 тысяч квадратных метров на гектар. Но там нам предлагают квартальную застройку и с другим качеством, над проектом работают петербуржские и финские архитекторы.

Но дойдет ли до реализации в ближайшее время – зависит от экономики. В Томске же не строят за деньги банков жилье, оно строится за деньги людей. Хватит ли денег дольщиков, чтобы профинансировать такой большой проект?

Я думаю, вряд ли. А в 2016 году на федеральном уровне вообще могут запретить средства дольщиков. Придется включать банковский процент в стоимость жилья. Москва-то давно строит так.

– Что реально может начаться в этом месте?

– Реально там может начаться строительство с торгового центра, затем – квартальная застройка.

– Михайловскую рощу они никак не затрагивают?

– Территориально – нет. Но возможно обустройство рощи при финансовом участии девелопера этой площадки.

– Как развивается проект "Томские набережные"? Вы недавно говорили после посещения Токио, что там можно будет сделать зеленые лужайки…

– Сейчас на экспертизе в Москве находится проект по дамбе. Выполнена работа по концепции тепло-, водо-, газо- и электроснабжения "Томских набережных". Это делали в нашем департаменте капитального строительства и центре энергосбережения.

Есть понимание того, как этот район будет развиваться. Делается концепция, думаю, до конца года она будет готова. После этого нужны проекты по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры.

Нужны долгосрочные финансовые вливания через возможности крупных госкорпораций или банков. И залогом всего этого может быть земля, которая там есть – 40 гектаров, которая должна стать главным финансовым активом проекта.

Никогда в Томске такой механизм не использовался еще, но я думаю, что его нужно рассматривать как основной. Плюс подтягивать средства из бюджетов, но это только софинансирование. Не менее 10 миллиардов рублей на инфраструктуру, чтобы завести туда водовод, провести канализацию, спрятать линии электропередачи, установить подстанции.

– Какие работы там будут первыми?

– Мы должны в федеральную программу попасть, чтобы получить финансирование и начать строительство дамбы. Проект предусматривает вариант с защитной дамбой. Учитывая наши погодные условия – ледоходы, паводки и так далее, вряд ли нам удастся построить "зеленую" дамбу. Какие-то участки можно "вытащить" – в районе Мавлюкеевского озера, но защитное сооружение будет все-таки в граните или бетоне. Это Сибирь.

.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке