ТОМСК, 5 ноя – РИА Томск. Открытие частного пункта по продаже билетов на регулярные автобусные рейсы в Новосибирск и Толмачево стало ответом недовольных работой томского автовокзала. Власти находят инициативу перевозчиков полезной для создания здоровой конкуренции в регионе, однако указывают, что компании пока не в силах обеспечить должную безопасность для пассажиров, работая отдельно от госструктуры.
Новый пункт по продаже билетов на автобусы до Новосибирска и Толмачево открылся в правом крыле здания железнодорожного вокзала "Томск-I" в конце октября. Как сообщил РИА Томск глава "ТрансАвто" Вадим Мартышечкин, новый пункт по продаже билетов является коммерческим предприятием и создан на средства компаний, входящих в общество.
По его словам, необходимость в создании подобного пункта продажи была обусловлена неудовлетворительной, по мнению перевозчиков, работой томского автовокзала ("Томскавторанса") в части расширения агентской сети и не только.
Как через решето…
"Вот уже несколько лет мы пытаемся достучаться до "Томскавтотранса". Они на рынке монополисты и относятся к нам (к частникам) не очень красиво. Агентская сеть по продаже билетов никак не развивается, взимаемая ими плата (за продажу билетов – Ред.), по нашему мнению, высока, а расчеты с их стороны проводятся крайне неаккуратно и с большими задержками", – рассказал собеседник агентства.
По его словам, все это накладывает на перевозчиков дополнительную финансовую нагрузку, с которой не все справляются. "Сами понимаете, и машины нужно заправлять, и запчасти менять, и людям зарплату платить. А нам приходится по несколько месяцев ждать расчета от "Томскавтотранса". Мы уже и в суд подавали. <…> Чтобы оказывать услугу должного качества, нам приходится брать кредиты, искать варианты", – отметил Мартышечкин.Он добавил, что данная ситуация уже привела некоторых добросовестных легальных перевозчиков к банкротству. "Например, компания, которая выполняла рейсы в Каргасок, приблизительно в таком же состоянии находится компания, которая осуществляла перевозки до Подгорного. На последнем издыхании молчановские и бакчарские перевозчики, в то время как нелегальные перевозчики процветают", – уточнил он.
Также Мартышечкин рассказал, что по инициативе перевозчиков в этом году было проведено исследование пассажиропотока.
"Результаты ввели нас в шоковое состояние. Если брать направления Томск – Новосибирск, то нелегальными перевозчиками ежедневно перевозится около 200 пассажиров, а всеми вместе взятыми легальными – 300. Вот к чему привело бездействие "Томскавторанса", – отметил Мартышечкин.
Билеты в двух шагах
Главная цель нового предприятия – расширение агентской сети, то есть увеличение количества пунктов продажи автобилетов в Томске, считает собеседник агентства."Подчеркну, что мы ни в коем случае не собираемся создавать какую-то конкуренцию томскому автовокзалу, мы просто будем стараться вернуть тех пассажиров, которые ушли к нелегалам. Ведь все же понимают, что нелегалы – это полная бесконтрольность. Люди едут неизвестно с кем, непонятно на каких машинах, в каких условиях", – отметил он.
По мнению перевозчиков, развитие агентской сети – одна из наиболее эффективных мер по улучшению ситуации, возвращению пассажиров на легальные рейсы.
"Мы считаем, что люди должны иметь возможность купить билет практически в шаговой доступности. Человек, желающий куда-то уехать, должен иметь возможность купить билет в удобном для себя месте, не выезжая на другой конец города заранее, стоя в пробках и так далее. Мы будем это продвигать. <...>Здесь же нужно работать и по развитию интернет-продаж", – скзал Мартышечкин.
Центр продаж "ТрансАвто" в будущем планирует открывать небольшие агентские центры по всему Томску, а также расширять количество рейсов и направлений. Пока же там можно купить билеты только на маршруты №598 (Томск – Новосибирск) и №599 (Томск – Толмачево).
Две стороны медали
РИА Томск не удалось оперативно получить комментарий "Томскавтотранса". Как пояснил РИА Томск и.о. начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Денис Празукин, обвинения в адрес "Томскавтотранса" по стороны перевозчиков частично обоснованы.
"У "Томскавтотранса", безусловно, есть проблемы, они появились не вчера. Им уже много лет. Основная причина заключается в уходе "коммерческого" пассажира с межмуниципальных и пригородных маршрутов, ведь мы все активно стали пересаживаться на личный транспорт", – отметил он.Празукин добавил, что администрация региона, являясь учредителем предприятия, сейчас активно ищет варианты по оздоровлению компании. "Могу сказать четко, что на сегодняшний момент у "Томскавторанса" просроченной задолженности нет, со своими обязательствами он справляется, пусть и с некоторой задержкой", – подчеркнул глава департамента.
По его словам, открытие нового пункта продаж – попытка перевозчиков уйти от проблемы задержки расчетов "Томскавтотранса" с ними, что, конечно, не может положительно сказаться на финансовых результатах предприятия.
"Но при этом нарушается целый ряд правовых норм организации маршрутной сети. Самое главное – принятое перевозчиками решение не может обеспечить большую безопасность пассажирских перевозок, а самих перевозчиков выводит в разряд нелегалов", – подчеркнул он.
По его словам, созданный так называемый "альтернативный вокзал" – лишь кассовый пункт, где могут продаваться билеты на рейсы, но не может производиться посадка и высадка пассажиров. "Посадка и высадка пассажиров в необорудованном пункте запрещена – нарушаются элементарные нормы безопасности перевозок. Помимо этого, не соблюдаются и антитеррористические меры", – подчеркнул Празукин
Отрасль не вывозит
Администрация Томской области в настоящее время ведет диалог с перевозчиками с целью урегулировать проблему."В любом случае, наличие конкуренции – это хорошо, так или иначе, пассажир не проиграет, мы все равно к общему знаменателю придем, тем более, что сейчас создана рабочая группа под руководством двух заместителей губернатора, которые как раз и обсуждают эти проблемы. Безопасность перевозок сегодня для нас приоритетнее экономических показателей "Томскавтотранса", – добавил он.
Празукин подчеркнул, что в настоящее время в сфере автотранспортных пассажироперевозок действительно сложилась крайне непростая ситуация. Во-первых, сложное финансовое положение "Томскавтотранса" не дает в полной мере работать над развитием сети межмуниципальных перевозок.
Во-вторых, из года в год в связи с ужесточением мер по соблюдению требований безопасности растут и расходы перевозчиков, а значит и цены на билет. При этом затраты у нелегалов остаются прежними: находясь вне правового поля, они попросту не соблюдают никаких элементарных правил.
"Нелегалы – огромная проблема. Они могут предложить пассажирам более выгодные условия перевозки лишь только потому, что работают "в черную", не соблюдая основных требований безопасности. <...> При этом наше законодательство выстроено таким образом, что поймать нелегала с поличным почти невозможно, рейды, конечно, проводятся, и даже если удается поймать нарушителя, штрафы, которые сегодня установлены, минимальны", – отметил он.
Празукин подчеркнул, что в целом, по его мнению, открытие новых кассовых пунктов пока преждевременно и не решит проблему в отрасли в целом, однако может создать неприятные ситуации, которые повлекут за собой опасность для пассажиров.
"Главное во всей этой истории – безопасность людей. Мы должны думать в первую очередь об этом. Возможно, этот пункт немного перетянет пассажиров от нелегалов, однако в целом ситуация не слишком изменится", – подытожил он.