ТОМСК, 28 окт – РИА Томск. Снегопад, который начался в Томске в понедельник, и, по сути, продолжающийся с небольшими перерывами всю неделю, доставил массу неудобств не только автомобилистам. Сугробы у пешеходных переходов, возникающие то и дело после чистки проезжей части снегоуборочными машинами, значительно затруднили передвижение по городу инвалидов-колясочников.
Один из них – 41-летний Олег Шарепа, который ежедневно штурмует снежные завалы, чтобы добраться на работу и в спортивные залы. Мужчина рассказал и показал корреспондентам РИА Томск, как зимняя уборка улиц вносит свои коррективы в жизнь инвалидов.
Сугроб для пешехода
– Вот здесь я точно буду буксовать даже на своих джиповских колесах, – Олег подъезжает к пешеходному переходу на проспекте Ленина у областной администрации.
Зеленый сигнал светофора. Олег пытается проехать через сугроб. Колеса коляски пробуксовывают. Преодолеть препятствие получается не сразу. Если бы ни хорошая физическая форма Олега и шипованная резина на колесах, так и стоял бы мужчина по ту сторону дороги.
Олег Шарепа в инвалидной коляске почти 27 лет. В 14-летнем возрасте он "не вписался" в поворот на мотоцикле и получил травму позвоночника. Гонщиком не был: обычный деревенский мальчишка, который ездил на "Урале". Помимо мотоцикла тот мальчишка еще увлекался спортом и не боялся тяжелой работы. Картошку копать, мешки таскать, дрова колоть, воду носить – в деревне и без тренажерного зала хорошие мускулы "наработаешь".
– Стараюсь поддерживать физическую форму и сейчас. Спорт люблю. Да и работаю по этому направлению – детей тренирую, – рассказывает Олег.
Три года назад мужчина перебрался в Томск из села Красный Яр Кривошеинского района. В настоящее время Шарепа является координатором спортивных проектов благотворительного фонда "Обыкновенное чудо". Кандидат в мастера спорта профессионально занимается толканием ядра, метанием диска и копья.
Недоступная "зебра"
Перебраться на коляске через сугроб – тоже своего рода физическое упражнение, вот только не каждый инвалид сдюжит.
– Зима ограничивает очень многих колясочников, практически всех. Если выходят из дома, то только в сопровождении помощников. Самостоятельно выйти погулять невозможно – сугробы повсюду, – рассказывает Олег, пока мы идем до остановки. – Вчера на "ТЮЗе" застрял, мужики вытаскивали меня из снега.
Он подчеркивает – сугробы возле пешеходных переходов могут заблокировать колясочника в пределах любой улицы. Центр города, отдаленные переулки – не важно.
– А нужно всего-то по-нормальному очищать дороги, не засыпать обочину снегом. По правилам, пешеходные переходы должны быть очищены. Преодолеть сугробы, чтобы выехать на "зебру", физически очень сложно. Даже мне, спортсмену, в коляске на шипованной резине, – комментирует Шарепа.
К слову, пара "зимних" колес для инвалидной коляски по цене сопоставимы с шипованной резиной для иномарки. Олегу два колеса обошлись в 25 тысяч рублей. Субсидий или материальной помощи на их покупку нет. Хочешь передвигаться по зимним улицам, придется раскошелиться.
Сугробы на остановках – еще одна проблема. Водителям низкопольных троллейбусов, которые оборудованы пандусами для инвалидных колясок, зачастую приходится выходить из кабины, чтобы разгрести сугробы.
– Разгребают снег, помогают заехать в салон. За все время в Томске всего один или два раза водитель не выходил. Хорошо, что отзывчивых людей вокруг много, вместе через сугробы и прыгаем, – резюмирует Олег.