ТОМСК, 7 ноя – РИА Томск. ОАО "Томскнефть" ВНК ("дочка" ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "Газпром нефть") с 2016 года начало активно применять при обследовании трубопроводов беспилотные летательные аппараты. Специалисты компании рассказали, чем удобны новые технологии и почему им все равно приходится делать традиционные обходы трасс.
На глаз и на слух
Общая протяженность трубопроводов "Томскнефти" – более 5,1 тысячи километров. И по всей длине за трубопроводами необходимо следить, ведь даже небольшая утечка газа, нефти или водяного раствора недопустима. А как это делать, если большая часть трубопроводов проложена по тайге и болотам, вдалеке от дорог?
Исполняющий обязанности мастера бригады технического обслуживания Иван Ариканин рассказывает: специалисты проверяют различные участки трубопровода ежедневно. Где это возможно, к объекту подъезжают на автомобиле, где невозможно – добираются на болотоходах или пешком (летом) и на снегоходах или лыжах (зимой).
В день на каждую двойку приходится примерно по 50 километров трубопроводов. Смена длится 11 часов, некоторые группы работают днем, некоторые – ночью. Обычно обследования идут по графику, но бывают и ситуации, когда задание проверить определенный участок "падает сверху" – например, когда в региональную инженерно-технологическую службу приходит тревожный сигнал от автоматики.
Аэродозор
По словам главного инженера управления эксплуатации трубопроводов Виталия Монич, в 2015 году в "Томскнефти" провели опытно-промышленные испытания нового средства для обследования трубопроводов – беспилотных летательных аппаратов. Испытания прошли успешно, и с 2016 года этот вид мониторинга стали использовать на постоянной основе.
"Они (беспилотники) работают у нас на Стрежевской и Васюганский регион. Применяются ежедневно, по графику. Беспилотник делает не только фото- и видеосъемку с воздуха, в зимнее время практикуется обследование с тепловизорами: если будет утечка жидкости, которую под снегом не видно, то беспилотник с помощью тепловизора "подсветит" аномальную зону", – рассказал он.
Тендер на проведение мониторинга с помощью новой технологии выиграла компания из Ижевска, в Стрежевой приехали операторы для работы с аппаратами, плюс – набрали и обучили стрежевчан. С беспилотниками работают четыре бригады: по две в каждой из выделенных им зон.
Меры профилактики
Монич отметил, что для повышения надежности газопроводов бригады техобслуживания проводят очистку трубопроводов с помощью специальных скребков – поршней, которые, проходя по трубопроводу, вытесняют из его полости вредные отложения.
В настоящее время камерами пуска-приема скребка оснащены 1,38 тысячи километров трубопроводов "Томскнефти", то есть 27% от общего объема трубопроводов. И это число растет.
Например, недавно были врезаны и запущены камеры на газопроводе "Вахская газокомпрессорная станция – центральный товарный парк Советского месторождения". Через них будет помещаться в газопровод и выниматься из него скребок, очищающий трубу от влаги."В компании давно ожидали реализации данного проекта, так как проблема отложения конденсата последние несколько лет становится все острее, а прогон очистного устройства значительно облегчит работу цеха, отвечающего за данное направление. В целом же вся работа управления нацелена на эффективную, безотказную эксплуатацию трубопроводов", – отметил Монич.
Инженер уточнил, что "Томскнефть" уже несколько лет подряд удерживает ключевые позиции в периметре "Роснефти" по показателям надежности трубопроводного транспорта. С 2011 года в компании протяженность диагностируемых трубопроводов выросла на 33%; объемы внутритрубной диагностики – на 22%; количество очищаемых трубопроводов – на 40%.
"У нас имеются разнообразные ингибиторы, хитрые способы контроля скорости коррозии, системы защиты и прочее. В общем, работы хватает. Но мы не стоим на месте и мы, как и "Томскнефть" в целом, открыты для новых идей", – добавил он.