ТОМСК, 16 апр – РИА Томск, Евгения Планкина. Самый большой музыкальный инструмент, на котором играет томичка Анна Мельникова, весит 16 тонн. Анна – профессиональный церковный звонарь и единственный в Томске преподаватель колокольного мастерства. О специфике колокольного звона и тонкостях работы звонаря девушка рассказала корреспондентам РИА Томск.
Звонкое начало
"Вообще я играю на домре, преподаю в музыкальной школе и играю в русском народном оркестре. И вот еще – звоню в колокола в Воскресенском храме Томска. На его базе я и преподаю", – рассказывает Анна.
"Это самое начало для Томска. Если в новосибирском центре колокольного искусства, которому уже 15 лет, задача – воспитать профессиональных звонарей, у нас пока – просто пустить это в массы, чтобы сформировать звонарскую ячейку, в том числе из специалистов, которые могли бы балансировать колокола, из преподавателей", – говорит Анна.
Строгая импровизация
По ее словам, играть на колоколах – все равно что играть на пианино, тут задействованы и руки, и ноги. Каждому звуку свое место и время.
"Очень часто есть опасность, когда начинающие звонари, особенно музыканты-ударники, поднимаются на колокольню и пытаются вызванивать различные навороченные композиции. Это не очень хорошо. Все-таки звон – часть богослужения, он настраивает людей на определенный лад и не мыслится сам по себе", – рассказывает преподаватель.
"По уставу колокола должны звонить до церковной службы, внутри нее и возвещать о ее окончании. Раньше люди, погруженные в духовно-церковную атмосферу, могли по звону определять, какая часть богослужения идет. Допустим, работают они в поле и понимают, что сейчас в храме начинают читать Евангелие, значит надо прекратить работать и немножко постоять, помолиться", – рассказывает Анна.
По словам Анны, еще до революции в колокола звонили в основном музыкально неграмотные люди – сторожа, пономари (разнорабочие в храмах – Ред.).
"Они для удобства придумывали ритмослоги. Если в музыкальной школе детей учат – "ти-ти-та", то тут придумывали поговорки. Например: почем треска, почем треска? А зазвоночки отвечают: три копейки с половиной, три копейки с половиной. Звонари знали, что такое сочетание колоколов – это такая попевка, и запоминали", – рассказывает она.
Девушка отмечает, что все правила звона прописаны в "Типиконе" – основном церковном уставе, но это не исключает импровизации. Звонарь может управлять длительностью звона, вводить или останавливать звук колоколов. Особенно красивый звон получается на Пасху – главный церковный праздник. В этот день позвонить в колокола разрешают даже прихожанам.
Остаются сильнейшие
Попевкам, ритму и умению управлять колоколами со звонарского пульта Анна и учит своих подопечных. На самой колокольне ученики работают нечасто, чтобы не нарушать покой жителей. В основном ритм набивают руками или на переносной звоннице, которая в Томске есть только в Воскресенской церкви.
Как и Евгений, ученики Анны в основном из числа служителей церкви. Она не исключает, что в ближайшем будущем станет работать со всеми, кто хочет "научиться просто для души". Но важно и то, чтобы звонари оставались играть на постоянной основе.
"Прежде чем начать звонить в колокола звонари получают благословение у батюшки. Это большая ответственность и перед церковью, и перед людьми, которые приходят в храм. Может быть, поэтому немногие остаются звонить после окончания курсов", – отмечает Анна.
А еще на колокольне в любое время года сильнейший ветер – тоже испытание. Но, как говорит Анна, звонари болеют редко, потому что колокольный звон еще и лечит.