ТОМСК, 16 янв – РИА Томск. Ученики томича Александра Ковалева знают, что выбраться из толпы целым и невредимым поможет такое правило: держись подальше от центра толпы, но не прижимайся к стене, двигайся попутно и немного по диагонали – к возможному выходу, любыми способами удерживайся на ногах.
Поведение в экстремальных ситуациях Ковалев разбирает в школе детской безопасности "Стоп угроза". Он рассказал РИА Томск о школе, детских заблуждениях об опасности и напомнил проверенные жизнью "безопасные" правила.
Школа для всех
"Стоп угроза" – это федеральный проект, который сегодня представлен почти в 40 городах России по франшизе. Два года назад, когда школа детской безопасности только набирала обороты в Москве, о ней узнал Александр.
"Это социально ориентированный бизнес, полезный для нашего современного общества. Я сам родитель, поэтому тематика детской безопасности мне лично очень интересна. С 2016 года мы продвигаем этот проект в Томской области", – говорит Ковалев.
У школы детской безопасности нет своего здания в Томске или отдельного класса. Ее "офис" – группа в соцсети "ВКонтакте", в которой анонсируются занятия. Тренинги, преимущественно платные, проводятся по заявкам для детей, их родителей и педагогов в обычных школах.
"В школе детской безопасности два тренера – я и психолог Анастасия Сейда. Все спрашивают, почему мы имеем право вести такую работу. Это право нам дают дипломы о педагогическом образовании и прохождении программы "Стоп угроза", которую разработал и апробировал на столичных школьниках опытный педагог-психолог", – объясняет Александр.
В прошлом учебном году томские тренеры успели поработать в 40 классах. В 2018 году занятий будет больше, потому что с января началась серия бесплатных тренингов для родителей и педагогов по основам детской безопасности. Записаться на них можно по телефону 8-923-410-17-12.Опасный повод
В обычных школах дети изучают правила безопасности на уроках ОБЖ ("Основы безопасности жизнедеятельности"). Ковалев уверяет, что проект "Стоп угроза" не дублирует ОБЖ, а, скорее, расширяет список экстремальных ситуаций. Это травля в классе, троллинг и кибербуллинг, угроза похищения, взрослые "друзья" в социальных сетях, безопасность для девочек, моральная самозащита.
К сожалению, поводом для новых уроков и тем становятся трагедии, произошедшие с детьми. После событий в Беслане российским школьникам стали рассказывать, как вести себя, попав в заложники. После похищения трехлетней девочки из детсада в Томске психологи предложили игровые программы, которые учат дошколят и учеников начальной школы правильно общаться со "своими" и "чужими" взрослыми.
После трагедии, произошедшей в пермской школе 15 января, у специалистов появилась еще одна задача – понять и объяснить, что делать, если угроза исходит от других школьников.
Расскажите детям
Ежедневная и повсеместная безопасность начинается с элементарных правил, считает Ковалев. Например, если вы идете по улице и видите компанию людей, пусть даже подростков, в состоянии опьянения, самое правильное решение – перейти на другую сторону улицы, обойти их стороной."Дети должны знать, как распознать такие компании. Это громкая речь, крики, усиленная жестикуляция. Человек в состоянии опьянения не отвечает за свои поступки. Геройствовать с такими людьми просто глупо. Часто взрослые и дети считают, что стыдно испугаться, якобы это будет проявлением трусости. Вовсе нет. Рациональный подход может спасти здоровье и жизнь", – комментирует Ковалев.
При возникновении опасности в помещении, будь то пожар или угроза взрыва, нужно покинуть здание. Если в нем много людей, неизбежно возникнет паника, которая может привести к давке в толпе. "При движении в толпе нельзя прижиматься к стенам, так как есть опасность быть придавленным. Лучше всего двигаться попутно и немного по диагонали. Тогда вы сможете идти на опережение и не быть задавленным", – объясняет эксперт.
Тренеры проекта "Стоп угроза" советуют школьникам и родителям разработать безопасные маршруты – для школы, для спортклубов и других мест, которые посещает ребенок. Маршруты должны быть проложены в проходных местах, где всегда много людей.
"Взрослым нужно засечь время пути на каждом отрезке маршрута. Эти данные помогут, если вдруг ребенок не вернется вовремя домой. На потенциально опасных участках договоритесь с ребенком, чтобы он звонил вам, и вы беседовали, когда он идет. Пока ребенок на связи с вами, шансы на его безопасное прохождение безлюдных мест кратно повышаются", – говорит Александр.
Самое важное, добавляет он, объяснить ребенку, что не стоит сражаться за свой кошелек с карманными деньгами. "Юношеский максимализм в виде неоправданного геройства может очень дорого стоить. Нет ничего дороже здоровья и жизни человека", – отмечает Ковалев.Говорят школьники
Представить опасную ситуацию в полной мере способен взрослый, который знаком с такими случаями, скажем, по телевизионным новостям, видеороликам в интернете или фильмам. Детей, как правило, ограждают от "жестокого контента". Возможно, поэтому младшие школьники часто представляют преступника как …Бармалея.
"Почти 80% детей, с которыми мы работали, уверены, что узнают преступника за версту: дядька в черной куртке, с бородой, с пистолетом, торчащим из кармана. Это не ирония, это говорят дети в начальной школе. На наших занятиях они сами приходят к мысли, что преступники выглядят как обычные люди", – рассказывает Ковалев.
По его словам, дети очень часто верят в свою суперсилу: "У учеников четвертого и пятого классов встречается чувство собственного превосходства. Например, мальчишка считает, что если он в карате ходит и занимается два года, да еще имеет красный пояс, то он уже Брюс Ли. И может победить любого, даже целую плохую компанию".
Экстремальный интернет
Ковалев отмечает, что старшеклассникам особенно интересны тренинги, касающиеся интернета: "Ребята постарше знают, чем опасна сеть, и они хотят себя защитить. По их словам, многие получали непристойные предложения в сети интимного характера и предложения о продаже наркотиков – буквально каждый третий-четвертый школьник. И только примерно 10% ребят рассказывают об этом своим родителям".Есть повод для беспокойства, но не для паники, считают эксперты школы детской безопасности. Они советуют родителям воспринимать интернет как двор дома из своего детства.
"Вспомните: в наших дворах были доски с гвоздями, битое стекло, да и алкоголики тоже были. Но родители не запрещали гулять во дворе, а объясняли, почему алкоголиков надо обходить и что будет, если упасть на кучу стекла. Интернет – тот же двор. Взрослым нужно понимать его опасности, ориентироваться в нем и помогать в этом своим детям", – уверен Ковалев.
Он добавил, что знакомство с "интернетом ребенка" можно начать с просмотра блогеров, которым интересуется школьник: "А лучше – попросите у ребенка совета, что посмотреть, почитать и послушать. Вместе гораздо легче сделать свой мир безопасным".