ТОМСК, 8 фев – РИА Томск, Елена Тайлашева. Очный отборочный тур стипендиальной программы Владимира Потанина прошел в Томском госуниверситете (ТГУ). За право получать стипендию – 20 тысяч рублей ежемесячно – боролись 226 магистрантов из Томска, Барнаула, Новосибирска и Кемерова. Как они заглянули на 30 лет вперед и чем предложили лечить депрессию, вызванную роботами, – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что очные туры конкурса на получение стипендии благотворительного фонда Потанина проходят с 26 января по 10 февраля в ведущих вузах страны в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Тюмени, Томске, Красноярске и Владивостоке.
В заочном этапе участвовали около 5 тысяч человек, в очный прошли 2 тысячи магистрантов. Из них 184 – томичи: 106 магистрантов из ТГУ (это второй результат в России), 71 – из Томского политеха и семь – из Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники.
Победители заочного этапа отбирались на основании письменной заявки, включавшей мотивационное письмо и научно-популярное эссе на тему предполагаемой магистерской диссертации. Очный этап проводился в формате деловых игр: претендентам на потанинские стипендии предложили обсудить "Город – 2050".
Кризис профессий
"Мы с вами посмотрим на 30 лет вперед и увидим, что в городе будущего будет сделано вашими руками", – обозначает главную тему отборочного дня ведущий тренер конкурсного отбора Александр Ушаков.
Он напутствует ребят: "Нет секрета, как стать потанинским стипендиатом. Просто получайте удовольствие и будьте самими собой".
Короткий разминочный опрос показывает, каким магистранты видят будущее.
Одни предсказывают, что в кровь человека будут запускать нанороботов, которые будут контролировать состояние организма. Другие мечтают о мире без войны. Третьи, вдохновленные, видимо, только что состоявшимся успешным запуском Falcon Heavy Илона Маска, считают реальным освоение Солнечной системы. Четвертых пугает биохакинг и связанное с этим разделение людей на две касты: сверхлюдей и всех остальных.
Но все солидарны в одном: мир ждет тотальная автоматизация и робототизация. И с этим как раз связано первое задание отборочного тура. Магистрантов разбивают на команды по 7-8 человек и предлагают сообща придумать, как избежать гегемонии роботов. Кейс под названием "Кризис невостребованности" формулируется так:
"Прогнозисты считают, что через 10 лет в мире "отомрет" треть профессий. Сначала лишатся работы представители производственных профессий, затем – офисные и административные сотрудники, затем – инженерно-технические работники. Человечество, следовательно, столкнется с кризисом незанятости. Нет-нет, голодать никто не будет, людей обеспечат "безусловным доходом" (платой за то, что человек существует). Все гораздо хуже: люди потеряют смысл жизни".
Найти смысл
Что предпринять сегодня, чтобы эта антиутопия не стала реальностью? Как справиться с этим вызовом?.. Тренеры программы подчеркивают, что под вызовом понимается комплекс, состоящий из угроз и возможностей. И дают командам 10 минут на обсуждение.
За это время людям, впервые видящим друг друга, нужно выработать общее отношение к проблеме, разложить ее плюсы и минусы.
Студенты одной из групп активно обсуждают заданную ситуацию.
– Может, выдавать людям, потерявшим работу из-за роботов, какие-то субсидии первое время?
– Человек не деньги теряет, а смысл жизни. Когда много свободного времени, он начинает заниматься самокопанием. И впадает в глубокую депрессию. Надо оказывать психологическую помощь.
– Зато когда появляется время, можно думать, как принести пользу миру, это же офигеть как круто!
– Неизбежно возрастет преступность "от нечего делать"!
– Роботы – это больше безопасности на производствах, ведь, например, сколько людей погибают в шахтах!
– Но если роботы будут делать за человека вообще все, тогда ему незачем будет думать и получать образование. Нужно ограничить использование роботов. На производство – можно, инвалиду в помощь – можно. А если тебе 25 и ты в расцвете сил – справляйся сам!
К концу 10 минут ребята уже готовы сформулировать основные вызовы: отсутствие работы приведет к "безработице в духовном плане" – человек, не знающий, чем заняться, будет склонен к депрессии и криминалу.
Первое решение проблемы: ограничение использования роботов и наличие четкой аргументации для этого. Второе – изменение образовательной модели: люди должны осваивать профессии будущего. И третье: должна быть доступна психологическая помощь, чтобы "не потеряться в этом мире".
Тренер благодарит их за идеи и предлагает вытянуть жребий: одна команда теперь всеми руками за роботизацию, другая – категорически против. И тем, кто только что рассказывал про преимущества нанороботов, приходится срочно искать убедительные контраргументы…
Атмосфера для своих
За тем, как в командах идет взаимодействие, наблюдает менеджер проектов благотворительного фонда Потанина Елена Каденкова.
"В этом одна из задач отборочного тура: научить работать в команде и найти единомышленников. У нас активные, творческие, яркие ребята, готовые менять мир к лучшему и нести ответственность за это. В вузе на фоне общей массы они могут чувствовать себя не в своей тарелке. А здесь попадают в атмосферу, где все такие... Они начинают общаться, делать междугородние проекты", – говорит она.
По словам Каденковой, после окончания отборов будет составлен общероссийский рейтинг участников. 500 счастливчиков получат потанинскую стипендию уже в феврале и будут получать ее до конца обучения в магистратуре. 20 тысяч рублей ежемесячно позволят им не отвлекаться на материальные проблемы во время учебы и получить все знания сполна.
Стипендиальная программа благотворительного фонда имени Владимира Потанина направлена на поддержку студентов и преподавателей магистратуры ведущих вузов РФ. С 2000 года стипендии и гранты получили более 27 тысяч студентов и более 2 тысяч преподавателей из 83 вузов. Максимальный размер преподавательского гранта – 500 тыся рублей, ежемесячная стипендия для магистрантов – 20 тысяч.
Помимо стипендии победители отборов получают возможность принять участие в Школе фонда и выиграть денежный грант на реализацию социально значимого проекта. Стипендиаты совместно придумывают, как и что хотят изменить в окружающем мире, какая проблема нуждается в решении, разрабатывают и защищают проект.