ТОМСК, 10 апр – РИА Томск, Елена Тайлашева. Арахисовая паста была "бзиком" Анны Колесниковой во время беременности. Поехав однажды с мужем Алексеем в командировку, она забыла взять запас любимого лакомства. Тогда Колесниковы попробовали сделать пасту сами. Сейчас их продукт продается в крупных сетях, за 1,5 года объем производства вырос в 50 раз. История вкусного бизнеса – в материале РИА Томск.
Аргентинская сладость
Анна гладит по голове сына Илюшу (ему уже 1,3 года) и говорит с улыбкой: "Вот он, "виновник" происходящего!". Идея "орехового" бизнеса родилась у Колесниковых именно во время беременности. Вкусы в этот период меняются, у Анны пищевым "бзиком" внезапно стала арахисовая паста, причем, как водится, хотелось ее в самый неподходящий момент.
"Однажды Алексей взял меня с собой в длительную командировку в Мурманск (на тот момент он работал начальником конструкторского отдела в НПЦ "Полюс"). Четыре дня я ехала в поезде и страдала: почему не взяла пасту с собой? Брать в местных магазинах продукт с консервантами не хотелось. Мы решили сделать пасту самостоятельно, ведь в интернете писали, что это просто: перемолол арахис и готово!" – вспоминает Анна Колесникова.
Оказалось, это совсем не так. Бытовой миксер с задачей справлялся плохо, и нужная консистенция не получалась. Плюс магазинный арахис давал "не тот" вкус.
Вернувшись в Томск, Колесниковы из интереса продолжили эксперименты, которые, в основном, упирались в поиск правильного ореха. Выяснилось: узбекский арахис в перемолотом виде сильно горчит, а китайский – очень жирный ("Как будто жировую массу ешь, и при этом безвкусную", – говорят ребята).
Первые 100 тысяч
Первоначальные вложения в бизнес были довольно скромны – около 100 тысяч рублей. На них супруги купили оборудование – профессиональные миксеры.
Как начинающий молодой предприниматель, Колесников прошел бесплатные региональные курсы по развитию бизнеса, написал бизнес-план и с ним получил субсидию в Центре занятости населения – 58 тысяч рублей. Благодаря этому появилась дробилка для орехов, а с ней – новые виды продуктов (например, смесь из дробленого ореха с сухофруктами и медом).
На Алексее было производство, на Анне – продажи.
"Поначалу было тяжело – мало кто знал в принципе о таком продукте. Мы специально спрашивали людей около магазинов: купили бы вы арахисовую пасту? Никто не знал, что это такое. Надо было объяснять, как это вообще есть", – рассказывает Анна.
"Потихоньку люди начали привыкать к пасте. В общем, мы сами сформировали для себя рынок", – улыбается Анна, подчеркивая при этом: "Именно потому, что в этой нише отсутствовала большая конкуренция, мы смогли стартовать с достаточно скромной суммой".
Иди и делай
Через полгода работы оборот компании достиг 50 тысяч рублей в месяц, Алексей смог, наконец, уволиться с наемной работы и арендовать цех. Чтобы его укомплектовать, пришлось продать машину.
"Со временем мы начали поставки в основные томские магазины натуральных и фермерских продуктов: "Эколавка", "Мандаринник", "Ежевика", "Джаганнат". А главное – удалось договориться с ГК "Лама", чтобы Nutty Day появилась в магазинах сети. Сначала они взяли пробную партию, отправили на независимую экспертизу в Новосибирск, которая подтвердила ее натуральность, и только тогда подписали контракт", – вспоминает Колесников.
Но войти новичку в крупную сеть – еще полдела. Вопрос – как продать, если тебя ставят на полку, например, рядом со всем известной "Нутеллой"… Алексей говорит, что поначалу были и возвраты нереализованных банок. Как потом выяснилось, решающую роль в этом сыграл внешний вид продукта. Алексей поясняет:
Если на старте Колесниковы производили 10 килограммов пасты в месяц, то сейчас продают почти полтонны. Суммарные вложения на текущий момент Алексей оценивает примерно в миллион рублей. Сейчас он ищет менеджера по продажам, чтобы выйти на российский рынок. Масштаб его только раззадоривает:
"Во многих городах страны арахисовую пасту не знают, как когда-то в Томске. Это большая возможность для нас. А если возникла какая-то идея, надо идти и делать! Это самый ценный совет, который я усвоил на курсах предпринимательства".
Светлана Грузных, начальник департамента труда и занятости населения Томской области:
– Каждому человеку важно реализовать свои ресурсы и возможности, обрести финансовую независимость, почувствовать уверенность в своих силах. Услуга "Содействие самозанятости безработных граждан" помогает сделать первые шаги на пути к предпринимательству.
Центр занятости дает вам возможность открыть свой бизнес, если нужно найти свою уникальную нишу для развития собственного дела: сотрудники проинформируют вас о возможностях, помогут составить бизнес-план, проведут профдиагностическое тестирование.
Обратившихся обучат основам предпринимательской деятельности и окажут им организационно-консультационные услуги в рамках клуба "Бизнес-старт", который работает на базе томского центра занятости. Программа обучения рассчитана на 72 часа и включает в себя изучение основ предпринимательства, бухгалтерского учета, налогового планирования, методики составления бизнес-плана, основы бизнес-планирования и другие направления.
В случае успешной защиты им будет выделена единовременная финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей. За последние три года в Томской области при содействии службы занятости предпринимателями стали более 700 человек.