ТОМСК,
10 апр – РИА Томск, Елена Тайлашева. Арахисовая паста была
"бзиком" Анны Колесниковой во время беременности. Поехав однажды с
мужем Алексеем в командировку, она забыла взять запас любимого лакомства. Тогда
Колесниковы попробовали сделать пасту сами. Сейчас их продукт продается в
крупных сетях, за 1,5 года объем производства вырос в 50 раз. История вкусного
бизнеса – в материале РИА Томск.
Аргентинская
сладость
Анна гладит по голове сына Илюшу (ему уже 1,3 года)
и говорит с улыбкой: "Вот он, "виновник" происходящего!".
Идея "орехового" бизнеса родилась у Колесниковых именно во время
беременности. Вкусы в этот период меняются, у Анны пищевым "бзиком"
внезапно стала арахисовая паста, причем, как водится, хотелось ее в самый
неподходящий момент.
© РИА Томск. Павел СтефанскийСемья Колесниковых
"Однажды Алексей взял меня с собой в длительную
командировку в Мурманск (на тот момент он работал начальником конструкторского
отдела в НПЦ "Полюс"). Четыре дня я ехала в поезде и страдала: почему
не взяла пасту с собой? Брать в местных магазинах продукт с консервантами не
хотелось. Мы решили сделать пасту самостоятельно, ведь в интернете писали, что
это просто: перемолол арахис и готово!" – вспоминает Анна Колесникова.
Оказалось, это совсем не так. Бытовой миксер с
задачей справлялся плохо, и нужная консистенция не получалась. Плюс магазинный
арахис давал "не тот" вкус.
Вернувшись в Томск, Колесниковы из интереса
продолжили эксперименты, которые, в основном, упирались в поиск правильного
ореха. Выяснилось: узбекский арахис в перемолотом виде сильно горчит, а
китайский – очень жирный ("Как будто жировую массу ешь, и при этом
безвкусную", – говорят ребята).
© предоставила Анна КолесниковаОрех при перемалывании выделяет собственное масло, так что в составе натуральной пасты только один ингредиент: жареный арахис. Но отсутствие добавок и консервантов делает вкус нестабильным: в зависимости от полученной "дозы" солнца орех бывает разной сладости – как и паста из него.
Идеальная паста – сладкая и тягучая – получилась в
итоге из аргентинского ореха. Правда, у томского поставщика нужно было
заказывать минимум 50 килограммов. Колесниковы решили: ну, тогда порадуем не
только себя, но и других. Илюша родился в декабре 2016-го, в том же месяце
родился бренд Nutty Day.
Первые
100 тысяч
Первоначальные вложения в бизнес были довольно
скромны – около 100 тысяч рублей. На них супруги купили оборудование –
профессиональные миксеры.
Как начинающий молодой предприниматель, Колесников
прошел бесплатные региональные курсы по развитию бизнеса, написал бизнес-план и
с ним получил субсидию в Центре занятости населения – 58 тысяч рублей.
Благодаря этому появилась дробилка для орехов, а с ней – новые виды продуктов
(например, смесь из дробленого ореха с сухофруктами и медом).
На Алексее было производство, на Анне – продажи.
"Поначалу было тяжело – мало кто знал в
принципе о таком продукте. Мы специально спрашивали людей около магазинов:
купили бы вы арахисовую пасту? Никто не знал, что это такое. Надо было
объяснять, как это вообще есть", – рассказывает Анна.
© предоставила Анна Колесникова"Классная идея завтрака: слайсы намазать пастой, сверху положить банан. Очень питательно! А недавно один покупатель рассказывал, что использует пасту как заправку в овощной салат", – рассказывает Анна.
В основном продвижение шло через соцсети, также
Колесниковы участвовали во всех маркетах с крафтовой едой (например, в
пространстве "Высоко"). Покупателям давали возможность дегустировать:
когда человек заказывал в интернете банку, ему присылали четыре пробничка с
другими вкусами.
"Потихоньку люди начали привыкать к пасте. В
общем, мы сами сформировали для себя рынок", – улыбается Анна, подчеркивая
при этом: "Именно потому, что в этой нише отсутствовала большая
конкуренция, мы смогли стартовать с достаточно скромной суммой".
Иди
и делай
Через полгода работы оборот компании достиг 50 тысяч
рублей в месяц, Алексей смог, наконец, уволиться с наемной работы и арендовать
цех. Чтобы его укомплектовать, пришлось продать машину.
"Со временем мы начали поставки в основные
томские магазины натуральных и фермерских продуктов: "Эколавка", "Мандаринник",
"Ежевика", "Джаганнат". А главное – удалось договориться с
ГК "Лама", чтобы Nutty Day появилась в магазинах сети. Сначала они
взяли пробную партию, отправили на независимую экспертизу в Новосибирск,
которая подтвердила ее натуральность, и только тогда подписали контракт", –
вспоминает Колесников.
Но войти новичку в крупную сеть – еще полдела.
Вопрос – как продать, если тебя ставят на полку, например, рядом со всем
известной "Нутеллой"… Алексей говорит, что поначалу были и возвраты
нереализованных банок. Как потом выяснилось, решающую роль в этом сыграл
внешний вид продукта. Алексей поясняет:
© РИА Томск. Павел СтефанскийНовый дизайн Nutty Day
"У нас была желтая, не особо примечательная
баночка, которая больше была похожа на мед. В начале этой зимы мы решились на
кардинальную смену "фасада": заказали крутой дизайн этикеток, в
Питере нашли профессиональные банки, в Новосибирске – черные крышки. Сменили
упаковку даже на тех банках, что уже стояли в магазинах, отозвав партии. И
получили мгновенный результат: продажи выросли в три раза".
Если на старте Колесниковы производили 10 килограммов
пасты в месяц, то сейчас продают почти полтонны. Суммарные вложения на текущий
момент Алексей оценивает примерно в миллион рублей. Сейчас он ищет менеджера по
продажам, чтобы выйти на российский рынок. Масштаб его только раззадоривает:
"Во многих городах страны арахисовую пасту не
знают, как когда-то в Томске. Это большая возможность для нас. А если возникла
какая-то идея, надо идти и делать! Это самый ценный совет, который я усвоил на
курсах предпринимательства".
© РИА Томск. Юлия Лукманова.
Светлана
Грузных, начальник департамента труда и занятости населения
Томской области:
– Каждому человеку важно реализовать свои ресурсы и
возможности, обрести финансовую независимость, почувствовать уверенность в
своих силах. Услуга "Содействие самозанятости безработных граждан"
помогает сделать первые шаги на пути к предпринимательству.
Центр занятости дает вам возможность открыть свой
бизнес, если нужно найти свою уникальную нишу для развития собственного дела:
сотрудники проинформируют вас о возможностях, помогут составить бизнес-план,
проведут профдиагностическое тестирование.
Обратившихся обучат основам предпринимательской
деятельности и окажут им организационно-консультационные услуги в рамках клуба "Бизнес-старт",
который работает на базе томского центра занятости. Программа обучения рассчитана
на 72 часа и включает в себя изучение основ предпринимательства, бухгалтерского
учета, налогового планирования, методики составления бизнес-плана, основы
бизнес-планирования и другие направления.
В случае успешной защиты им будет выделена единовременная
финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800
рублей. За последние три года в Томской области при содействии службы занятости
предпринимателями стали более 700 человек.