ТОМСК, 25 июл – РИА Томск, Елена Тайлашева. Студенты пилотной программы Томского госуниверситета (ТГУ) "Программная инженерия" сдавали экзамены в виде создания игры или мобильного приложения. За первый год они освоили такой объем практических навыков, какой в классической системе едва вытягивают к концу бакалавриата. Как первокурснику писать алгоритмы не хуже Google и кто сделает Томск IT-столицей – в материале РИА Томск.
Философия программы
В айтишной среде ходит шутка: 99,9% людей становятся программистами, мечтая разрабатывать игры. Но в классической системе высшего образования вчерашних абитуриентов быстро заставляют забыть об этой "блажи": на первых курсах профильных направлений программирование (и даже не игр) занимает всего 1/6 учебного плана, остальное – в основном математика, плюс гуманитарные предметы.
"Упор на математику – наследие 1980-х годов, когда машин было мало, задач по автоматизации – много, и машинное время оказывалось самым дорогим ресурсом. Подготовка программистов выстраивалась так, чтобы они разрабатывали решения не удобные для пользователя, а оптимизирующие машинное время", – рассказывает профессор, доктор физико-математических наук, проректор ТГУ по информатизации, завкафедрой программной инженерии Олег Змеев.Для этого нужна была, во-первых, фундаментальная математическая подготовка, во-вторых, умение решать задачи оптимизации. Но, подчеркивает Змеев, с той поры мир кардинально изменился, и в данный момент на рынке IT задачи оптимизации машинного времени весьма специфичны и встречаются нечасто. Более того, решение даже такого рода задач в современном IT-окружении требует другой подготовки.
"Сейчас самые драгоценные ресурсы – время разработчика и время клиента. Это требует совершенно другой профессиональной подготовки, поэтому, запуская год назад пилотную программу "Программная инженерия", мы сконструировали принципиально новый учебный план. Раз уж к нам приходят, чтобы стать самыми крутыми в мире программными инженерами, то центром образования должно быть программирование".
Оно теперь занимает треть учебного плана, еще треть – математика, остальное – гуманитарные предметы. Кстати, оказалось, что начинающие IT-гении обожают гуманитарный блок, если подавать его правильно.
"Например, в рамках истории мы полностью отказались от фактологической модели (ведь Google есть всегда). Условное название истории на нашей программе – "Аналитическая история России": мы попытались показать, как работают аналитические методы в не айтишной предметной области. Основной формат – не лекции, а семинарские занятия – в форме дискуссий, диспутов, публичных выступлений", – рассказывает Змеев.
Студент – не болванка
В сентябре прошлого года учебу на первом курсе экспериментальной программы в ТГУ начали 42 студента – 30 русских и 12 иностранных, которые получают образование на английском языке.
"У нас же студент – главный элемент образования. Он сам определяет, что хочет получить, естественно, находясь в определенных рамках наших возможностей и госстандарта. Он имеет право задать вопрос: "Зачем мне это?". И – бинго! – когда начинаешь так к нему относиться, темп его образования увеличивается. Ему интересно, он мотивирован, он принимает правила игры и начинает приятно удивлять", – говорит Олег Змеев.
Самый красноречивый пример: его студенты за 1,5 семестра преодолели курс классического программирования, который в обычных условиях с трудом осваивают к четвертому курсу.
Высший пилотаж
Программирование в рамках "пилота" было упаковано по восьми модулям, которые давались в жесткой и быстрой последовательности, от простого к сложному.
"Первый модуль очень нежный, мы, по сути, учили их программировать, ведь студенты только что пережили два стресса – ЕГЭ и поступление, на каникулах расслабились, и надо привести их в форму. Напоминает подготовку в спортивной команде: у тебя был отпуск, ты приехал растренированный, не сразу же выходишь на финал чемпионата мира! Тело должно вспомнить привычные нагрузки", – рассказывает Олег Змеев.
К концу первого семестра, все более усложняя задачи, студентов вывели на пик формы. А дальше, после небольшой паузы в виде зимних каникул, начался собственно "чемпионат мира" – модули второго семестра.
"Это, например, алгоритмы нечеткого поиска – то, что лежит в основе любой поисковой машины типа Яндекса, Google. Только там они продвинутые, а мы показываем базовые вещи, с которых все начиналось. Тем не менее, это очень тяжелые задачи. Затем следуют так называемые вычислительные методы: генетические алгоритмы, нейронные сети и так далее. Это в некоторой степени высший пилотаж", – рассказывает Змеев.
"При этом им не читали курс про разработку мобильных приложений, курс разработки под Android. Главный принцип программы – learning by doing (обучение в процессе работы). Они должны научиться с нуля осваивать абсолютно новый технологический стек. У них не должно быть страха. Они должны решать задачи, находясь в ограниченном сроке. И должны научиться работать командой", – поясняет Змеев.
После того, как девять мобильных приложений появилось, стало понятно: миссия выполнена. Один из технических директоров IT-компаний, которые присутствовали на сдаче модуля, сказал: два приложения можно прямо сейчас загружать в GooglePlay. И это сделали первокурсники, у которых впереди еще три года обучения.
Я – айтишник из Томска
"А дальше… Дальше надо реализовать мечту", – улыбается руководитель программы. Еще в начале учебного года студенты писали эссе – что привело их на программу. Многие сказали: разработка игр.
"У нас на программе было зарезервировано время – на случай, если люди не выдержат темпа. Но выдержали почти все – за минусом одного человека. Поэтому резервный месяц студенты занимались созданием игр. Интересно, что каждая группа самоопределилась в желаниях: кто-то решил сделать упор на технических фишках, кто-то – на гейм-плей, кто-то на дизайн", – рассказывает Змеев.
"Строить такую программу невозможно без сотрудничества с IT-бизнесом. И нашлись компании, которые поверили в модель и инвестировали в нее – не только сотрудниками, временем, но и живыми деньгами. Прежде всего, это Bitworks Software и Space-O Technologies, они поддержали молодых преподавателей, которые работают на программе: каждый получал корпоративную стипендию", – рассказывает Змеев.
Он убежден: доверие между бизнесом и образованием критически важно наладить:
"На мой взгляд, у Томска нет другого будущего, как стать IT-городом, потому что для IT-бизнеса не важны логистика и местоположение. "Айтишник из Томска" должно стать брендом в профессиональной среде. Но для этого мы должны сложить коммуникацию между всеми участниками этого процесса – образованием, властью, бизнесом. Пока они разобщены".
Как бизнес может доверять системе образования, если она игнорирует его требования? Олег Змеев приводит такие цифры: в Томске ежегодно выпускается примерно 1500 айтишников (с высшим и средне-специальным образованием), из них половина уезжает.
Из оставшихся людей работу в профессии начинают в лучшем случае 450. А в Томске открывается 700 вакансий ежегодно!
"То есть КПД образования ниже 50%, при этом выпускников компаниям необходимо доучивать от 6 до 10 месяцев. Чтобы совершить прорыв, каждая из сторон должна поставить себе определенную цель и отвечать за нее. Мы, в частности, сказали: "Господа, мы в ТГУ начнем готовить кадры мирового уровня. Это наша зона ответственности". И первый шаг в этом направлении мы сделали", – считает Змеев.