ТОМСК, 25 июл – РИА
Томск, Елена Тайлашева. Студенты пилотной программы Томского госуниверситета (ТГУ) "Программная
инженерия" сдавали экзамены в виде создания игры или мобильного приложения.
За первый год они освоили такой объем практических навыков, какой в
классической системе едва вытягивают к концу бакалавриата. Как первокурснику
писать алгоритмы не хуже Google
и кто сделает Томск IT-столицей
– в материале РИА Томск.
Философия программы
В айтишной среде ходит шутка: 99,9% людей становятся программистами,
мечтая разрабатывать игры. Но в классической системе высшего образования вчерашних
абитуриентов быстро заставляют забыть об этой "блажи": на первых
курсах профильных направлений программирование (и даже не игр) занимает всего
1/6 учебного плана, остальное – в основном математика, плюс гуманитарные
предметы.
© РИА Томск. Павел Стефанский
"Упор на математику – наследие 1980-х годов, когда
машин было мало, задач по автоматизации – много, и машинное время оказывалось
самым дорогим ресурсом. Подготовка программистов выстраивалась так, чтобы они
разрабатывали решения не удобные для пользователя, а оптимизирующие машинное
время", – рассказывает профессор, доктор физико-математических наук, проректор
ТГУ по информатизации, завкафедрой программной инженерии Олег Змеев.
Для этого нужна была, во-первых, фундаментальная
математическая подготовка, во-вторых, умение решать задачи оптимизации. Но,
подчеркивает Змеев, с той поры мир кардинально изменился, и в данный момент на
рынке IT задачи оптимизации машинного времени весьма специфичны и
встречаются нечасто. Более того, решение даже такого рода задач в современном IT-окружении требует другой
подготовки.
© из официальной группы программы во "ВКонтакте""Томская IT-школа в советское время занималась передовыми прикладными разработками. Например, первая автоматизированная система управления регионом (АСУ Томской области) была сделана здесь. Но с той поры мир изменился, поэтому учить программистов по-старому уже нельзя", – говорит Олег Змеев.
"Сейчас самые драгоценные ресурсы – время разработчика
и время клиента. Это требует совершенно другой профессиональной подготовки,
поэтому, запуская год назад пилотную программу "Программная инженерия",
мы сконструировали принципиально новый учебный план. Раз уж к нам приходят,
чтобы стать самыми крутыми в мире программными инженерами, то центром
образования должно быть программирование".
Оно теперь занимает треть учебного плана, еще треть – математика,
остальное – гуманитарные предметы. Кстати, оказалось, что начинающие IT-гении обожают гуманитарный
блок, если подавать его правильно.
"Например, в рамках истории мы полностью отказались от
фактологической модели (ведь Google есть всегда). Условное название истории на
нашей программе – "Аналитическая история России": мы попытались
показать, как работают аналитические методы в не айтишной предметной области. Основной
формат – не лекции, а семинарские занятия – в форме дискуссий, диспутов,
публичных выступлений", – рассказывает Змеев.
Студент – не болванка
В сентябре прошлого года учебу на первом курсе
экспериментальной программы в ТГУ начали 42 студента – 30 русских и 12
иностранных, которые получают образование на английском языке.
© из официальной группы программы во "ВКонтакте"Высшая IT-школа – одно из самых интернациональных подразделений ТГУ, в ней учатся студенты восьми стран: России, Казахстана, Узбекистана, Египта, Туниса, Китая, Лаоса, Ирака.
"Мы решили, что у нас сам механизм их подготовки будет
другой", – отмечает Змеев. Он вспоминает: в советское время студент был
этакой болванкой, на которую записывался стандартный набор информации (а потом,
кстати, оказывалось, что эти знания не нужны, ведь кто не помнит фразу при
приеме на работу "Забудьте все, чему вас учили в вузе").
"У нас же студент – главный элемент образования. Он сам
определяет, что хочет получить, естественно, находясь в определенных рамках
наших возможностей и госстандарта. Он имеет право задать вопрос: "Зачем
мне это?". И – бинго! – когда начинаешь так к нему относиться, темп его образования
увеличивается. Ему интересно, он мотивирован, он принимает правила игры и
начинает приятно удивлять", – говорит Олег Змеев.
Самый красноречивый пример: его студенты за 1,5 семестра
преодолели курс классического программирования, который в обычных условиях с
трудом осваивают к четвертому курсу.
Высший пилотаж
Программирование в рамках "пилота" было упаковано
по восьми модулям, которые давались в жесткой и быстрой последовательности, от
простого к сложному.
"Первый модуль очень нежный, мы, по сути, учили их
программировать, ведь студенты только что пережили два стресса – ЕГЭ и
поступление, на каникулах расслабились, и надо привести их в форму. Напоминает
подготовку в спортивной команде: у тебя был отпуск, ты приехал
растренированный, не сразу же выходишь на финал чемпионата мира! Тело должно
вспомнить привычные нагрузки", – рассказывает Олег Змеев.
К концу первого семестра, все более усложняя задачи,
студентов вывели на пик формы. А дальше, после небольшой паузы в виде зимних
каникул, начался собственно "чемпионат мира" – модули второго
семестра.
"Это, например, алгоритмы нечеткого поиска – то, что
лежит в основе любой поисковой машины типа Яндекса, Google. Только там они продвинутые, а мы
показываем базовые вещи, с которых все начиналось. Тем не менее, это очень
тяжелые задачи. Затем следуют так называемые вычислительные методы:
генетические алгоритмы, нейронные сети и так далее. Это в некоторой степени
высший пилотаж", – рассказывает Змеев.
© из официальной группы программы во "ВКонтакте".
И вишенкой на торте стал предпоследний модуль, который
должен был показать, как эта вся алгоритмика, которую изучали в течение года, применяется
в современных приложениях. Студентам сказали: ребята, возьмите и для мобильного
приложения напишите простейший графический редактор. За месяц. С нуля…
"При этом им не читали курс про разработку мобильных
приложений, курс разработки под Android. Главный принцип программы – learning by doing (обучение в
процессе работы). Они должны научиться с нуля осваивать абсолютно новый
технологический стек. У них не должно быть страха. Они должны решать задачи,
находясь в ограниченном сроке. И должны научиться работать командой", – поясняет
Змеев.
После того, как девять мобильных приложений появилось, стало
понятно: миссия выполнена. Один из технических директоров IT-компаний, которые присутствовали на
сдаче модуля, сказал: два приложения можно прямо сейчас загружать в GooglePlay. И это сделали
первокурсники, у которых впереди еще три года обучения.
Я – айтишник из
Томска
"А дальше… Дальше надо реализовать мечту", – улыбается
руководитель программы. Еще в начале учебного года студенты писали эссе – что
привело их на программу. Многие сказали: разработка игр.
"У нас на программе было зарезервировано время – на
случай, если люди не выдержат темпа. Но выдержали почти все – за минусом одного
человека. Поэтому резервный месяц студенты занимались созданием игр. Интересно,
что каждая группа самоопределилась в желаниях: кто-то решил сделать упор на
технических фишках, кто-то – на гейм-плей, кто-то на дизайн", – рассказывает
Змеев.
© из официальной группы программы во "ВКонтакте"Скрин игры
Успех своей образовательной программы Змеев оценивает на
96%, то есть получилось практически все, что на старте было только гипотезой. Это
признал и университет, в течение года (что для вузовской структуры просто
фееричная скорость) создав на базе пилотных программ Высшую IT-школу (HITs) ТГУ.
"Строить такую программу невозможно без сотрудничества
с IT-бизнесом. И
нашлись компании, которые поверили в модель и инвестировали в нее – не только
сотрудниками, временем, но и живыми деньгами. Прежде всего, это Bitworks Software и
Space-O Technologies, они поддержали
молодых преподавателей, которые работают на программе: каждый получал корпоративную
стипендию", – рассказывает Змеев.
Он убежден: доверие между бизнесом и образованием критически
важно наладить:
"На мой взгляд, у Томска нет другого будущего, как
стать IT-городом,
потому что для IT-бизнеса
не важны логистика и местоположение. "Айтишник из Томска" должно
стать брендом в профессиональной среде. Но для этого мы должны сложить
коммуникацию между всеми участниками этого процесса – образованием, властью,
бизнесом. Пока они разобщены".
Как бизнес может доверять системе образования, если она
игнорирует его требования? Олег Змеев приводит такие цифры: в Томске ежегодно
выпускается примерно 1500 айтишников (с высшим и средне-специальным
образованием), из них половина уезжает.
Из оставшихся людей работу в профессии начинают в лучшем
случае 450. А в Томске открывается 700 вакансий ежегодно!
"То есть КПД образования ниже 50%, при этом выпускников
компаниям необходимо доучивать от 6 до 10 месяцев. Чтобы совершить прорыв,
каждая из сторон должна поставить себе определенную цель и отвечать за нее. Мы,
в частности, сказали: "Господа, мы в ТГУ начнем готовить кадры мирового
уровня. Это наша зона ответственности". И первый шаг в этом направлении мы
сделали", – считает Змеев.