Томск, 7 сен – РИА Томск, Елена Тайлашева. Экспериментальная
программа бакалавриата для программистов
стартовала в Томском госуниверситете (ТГУ).
На 42 студентах апробируют модель
learning by doing (обучение в процессе работы), популярную на западе, но
пока новую для России. Она стартовала на отделении компьютерных наук (бывший факультет информатики).
Как в Томске
адаптировали лучший опыт Стэнфорда и Массачусетского технологического института, рассказал РИА Томск руководитель программы "Программная
инженерия", проректор по информатизации ТГУ Олег Змеев.
Учить учиться
– Университет мирового
класса невозможно построить без
компетенции в области Computer Science (CS, информатики, компьютерных наук), – рассказывает Змеев. – Все вузы, которые входят
в первую десятку мировых рейтингов, например, Quacquarelli Symonds (QS), входят и в
первую двадцатку по компьютерным наукам.
А для CS основой является
именно сильный бакалавриат. На то, чтобы
сформировать новую программу обучения,
нам понадобилось три года.
© предоставлено пресс-службой ТГУОлег Змеев, проректор по информатизации ТГУ
– Чем она принципиально
отличается от той, что была раньше?
– Наша философия стала
абсолютно другой. Например, если
вспоминать советскую школу, а в
большинстве российских вузов
образовательные программы построены
по образцу 1980-х годов, то с ее точки
зрения хороший студент – тот, у кого
хорошая память. Или – кто хорошо списывает.
Старая модель образования – фактологическая:
нам на лекциях излагали факты, на
семинарах мы разбирали их в виде задач,
и на сессии эти же факты сдавали.
Но мир динамично
меняется, и попытки запихнуть в
человеческую голову объем знаний,
который постоянно увеличивается,
приводят к тому, что человек не понимает:
зачем ему это? Зачем учить какие-то вещи,
если ты набрал запрос в гугле и получил
всю информацию – развернутую, с
комментариями, с возможностью посмотреть
на одно и то же событие с разных точек
зрения?
– Кто же хороший студент
для вас?
© РИА Томск. Павел Стефанский
– Для нас хороший студент
– это не тот, у кого хорошая память, а
тот, кто способен решить свою
профессиональную задачу, находясь в
профессиональном окружении. Айтишный
мир меняется еще быстрее. Через четыре
года мы выпустим студента в реальную
жизнь. Но мы не знаем, что будет через
четыре года, какие задачи он будет
решать, какие языки программирования
использовать, какие будут технологии.
Все говорят: мир будет
цифровым. Но каким именно, никто не
знает. Следовательно, у нас и другого
выбора нет, как научить человека учиться
и сделать это его жизненным принципом.
Он должен получать от этого удовольствие.
Google в помощь
– Легко декларировать
фразу "научить человека учиться". Но как
это сделать? Наша программа бакалавриата
не зря называется пилотной, многие ее
тезисы еще предстоит проверить. Но как
минимум для айтишников у нас есть
гипотеза: для того, чтобы человек научился
чему-то, он должен пробовать это что-то делать.
Принцип learning by doing,
который распространен в западном
образовании, становится краеугольным
камнем программы. Если теория не нужна
для практики, то ее не нужно учить в
обязательном порядке. Мы переверстываем
содержание дисциплин и то, что называется
образовательной логистикой. Почти
весь материал осваивается через
практические задачи.
© с инновационного портала Томской области
Например, в классическом
курсе программирования восемь лабораторных
работ, каждую надо сдать обязательно.
У нас же на программе каждый студент
должен напрограммировать на определенное
количество баллов, выбирая свою
индивидуальную траекторию из базы
задач, которая постоянно пополняется.
Второй момент: студенты
помещены в бизнес-среду. Они используют
тайм-менеджеры, системы автоматического
тестирования. Тот факт, что студенты
решают задачи в некой интегрированной
среде, перестраивает и работу преподавателя.
Он может отслеживать, что с ними происходит,
кто двигается быстрее, кому надо подсунуть
задачки посложнее и наоборот. Обучение
становится более персонализированным.
– Теории вообще не будет?
– Будет, но изучать ее
студент начнет только тогда, когда сам
поймет: надо разобраться. Обычно как:
вот тебе теорема, вот тебе доказательство,
выучи, и когда-нибудь тебе это, возможно,
понадобится. Наш метод обратный. Вот
тебе задача, реши ее. Но чтобы решить
эту задачу, надо разобраться с определенной
теоремой. А потом оказывается, что,
разобравшись с теоремой, ты можешь
решить не только эту задачу, а еще и блок
других.
– А если они просто
загуглят ответ?
© РИА Томск. Павел Стефанский
– В этом нет ничего
плохого. Современный человек, находясь
в современных условиях, должен уметь
справляться с проблемами. Пользовался
ты интернетом ли, книжкой ли, памятью
ли – не важно. В следующий раз тебе дадут
задачу сложнее, еще сложнее, а потом –
ту, которая в интернете не написала,
хотя бы из тех соображений, что ее никто
до тебя не решал…
Потом ты придешь на
работу, будешь программистом, перед
тобой будут ставить задачи, и твоему
работодателю будет все равно, смотрел
ты для этого в Google или взял решение из
головы. В этом и есть та самая цифровая
эпоха: человек постоянно подключен ко
всемирной паутине.
Опыт авторитетов
– В качестве базы для
программы мы взяли международный
стандарт подготовки бакалавров в области
компьютерных наук. Все было сделано
согласно ему, а потом уже вписано в рамки
российской действительности. Мы работали
над наполнением программы три года, и
было важно иметь правильные ориентиры...
– На кого вы равнялись?
– Мы пристально изучали
опыт трех университетов. Первый
– это Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT). Это лучший вуз мира в принципе
и лучший вуз в области компьютерных
наук. Они – законодатели мод с точки
зрения образования. Второй вуз, который
был у нас в качестве приоритетного, – Стэнфорд. Если MIT в большей степени похож
на политехнический университет, то
Стэнфорд – чисто классический университет.
Третий вуз не так на
слуху – это Университет Карнеги-Меллон
в Питтсбурге. Но он известен тем, что
занимается экспортом американской
модели IT-образования. Нам
этот опыт очень интересен: ТГУ заинтересован
в привлечении иностранных студентов.
– Что конкретно взяли
из их программ?
– Компоновка математических
курсов больше похожа на MIT,
компоновка айтишных курсов – на Стэнфорд.
Последовательность программ – на
Карнеги-Меллон. Мы, собственно, искали
некоторый инвариант, сравнивая эти три
университета, и компоновали программу
на основе этого инварианта, добавив то,
что нам больше понравилось.
Например, есть специальный
курс, который вводит в компьютерные
науки. Мы считаем его очень важным, он
есть в Карнеги-Меллон, а в Стэнфорде и
MIT – нет. На этом курсе к
студентам будут приходить директора
IT-компаний, IT-архитекторы,
разработчики игр и мобильных приложений,
специалисты по управлению качеством и
так далее, чтобы студент как можно раньше мог
понять, чего конкретно он хочет от
профессии.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Важная деталь – это мы
делали не в вакууме. Фактически все, что
происходит в программе, определяется
компаниями, которые стали ее партнерами.
Прежде всего, это компания Bitworks,
которая активно участвовала в
концептуальном проектировании программы.
Также это компании Space-O Technologies, "Сибирские информационные
системы", RedLine. Совет
партнеров проводит госэкзамен, в будущем
мы готовы отдавать ему на проверку и
выпускную квалификационную работу. Для
них это возможность поучаствовать в
качественном улучшении IT-образования.
– Представляю, как они
обрадовались!
– Вы даже не представляете!
У нас голод на айтишные кадры. Причем
работодатель хочет получить специалиста
готового и способного работать прямо
сейчас, а не тратить на его доучивание
несколько лет. Планируется, что с третьего
курса студенты будут проводить часть
своей рабочей недели в реальных
компьютерных компаниях, участвовать в
их проектах. Усиленная практика в первые
два года обучения к этому их подготовит.
– Давайте поговорим
о том, кто эти счастливчики-студенты,
на которых будет отрабатываться новая
концепция?
– С 1 сентября обучение
начали 30 российских студентов и 12 иностранцев
(в основном из Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока), которые будут
учиться на английском языке. Конкурс
на направление "программная инженерия"
был очень высокий – до 15 человек на
место. Так что наши ребята очень
мотивированы. Многие из них шли с таким
настроем: я больше никуда не хочу!
Еще на старте работы
приемной комиссии они отдавали оригиналы
документов и заявление о согласии на
зачисление. Чтобы быть таким уверенным,
надо иметь достаточно высокий балл Единого госэкзамена.
У студентов первой десятки он у всех
под 280, то есть за каждый экзамен они
получили больше 90 баллов. Они
целеустремленные, понимают, чего хотят – стать разработчиками ПО мирового
класса. Окей. Сделаем.
© предоставлено пресс-службой Томского госуниверситетаПервокурсникам выданы зеленые футболки с логотипом, преподавателям – черные. Змеев в шутку вспоминает про "цветовую дифференциацию штанов", но в целом считает брендирование программы важным элементом: оно позволяет подчеркнуть принадлежность к определенному кругу, воспитывать культуру выпускника.