ТОМСК, 31 авг – РИА Томск. Цифровая платформа, которая собирает большие данные о выпускниках вузов, поможет понять, как закрепить молодых специалистов в Томске. Проект начала реализовывать команда областной администрации на образовательном интенсиве "Остров 20-21" во Владивостоке. Какую "утечку мозгов" вычислил суперкомпьютер Томского госуниверситета (ТГУ) и как благодаря Big Data найти работу мечты – в материале РИА Томск.
Остров новых идей
"Остров 20-21" – это первая в России образовательная программа по интенсивной подготовке кадров для цифровой экономики, она прошла на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский. В течение 11 дней больше 1000 человек – чиновники, молодые ученые, школьники, стартаперы – учились у ведущих российских и зарубежных экспертов в области цифровой экономики и технологического развития.
От Томской области поехала делегация в составе 37 человек, из которых 13 – представители областной администрации. В программе интенсива эта группа участников обозначалась как "организаторы технологических изменений и Chief Data Officers (CDO)". То есть люди, которые непосредственно будут заниматься "оцифровкой" экономики.На интенсив они должны были привезти готовый Data Set (то есть набор больших данных по выбранной теме) и на основе него разрабатывать проект для региона.
"Еще в Томске мы решили, что будем разрабатывать управленческие решения в области образования, поскольку без качественного образования невозможно начать процесс внедрения технологий цифровой экономики. В основе проекта было обсуждение, как концентрировать человеческий капитал в регионе", – рассказывает заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.
Давай, Томск, до свидания!
На основе каких данных оценивать качество образовательной модели? Команда решила, что логично посмотреть, какой процент выпускников вузов уезжает из Томска, на какие должности и с какой зарплатой устраивается. В отборе Big Data помогал суперкомпьютер ТГУ "Скиф".
Основным источником данных стала социальная сеть "ВКонтакте". Было проанализировано порядка 100 тысяч записей людей, указавших в качестве места получения высшего образования томские вузы и конкретно – IT-специальности. По словам председателя комитета сводной работы и мониторинга целевых показателей областного департамента экономики Александра Соловьева, результаты их не обрадовали:
"Конечно, не все сидят "ВКонтакте", не все указывают место учебы и город, в который переехали. Так что с этими данными еще пришлось поработать. Но все же мы увидели нерадостную тенденцию: в год в Томске выпускается 1200 айтишников, но половина из них уезжает. Уже находясь на "Острове", мы позвонили нашим IT-компаниям, чтобы узнать, какая у них потребность в кадрах. Оказалось, им нужно 1000 человек ежегодно, причем на зарплаты от 50-70 тысяч".
Посмотреть среднюю зарплату выпускников томских вузов с первой попытки не удалось: это данные Пенсионного фонда, они персонифицированные (а большие данные собираются в деперсонализированном виде), то есть их можно использовать только с личного согласия человека. Но в перспективе система, которая будет создана на основе "островного" проекта, сможет аккумулировать в себе разнообразные данные о карьерных траекториях выпускников, которые помогут в принятии управленческих решений."Понимая, с какими компетенциями и куда люди уезжают, какие стартовые условия имеют, что их не устраивает здесь, мы можем принимать взвешенные решения – о политике в области образования, комфортной городской среды и так далее", – говорит заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.
Команда участников интенсива предложила создать структуру CDO в Томской области, которая бы занималась накоплением и структурированием больших данных.
Чего ждет работодатель
Платформа, где накапливаются Big Data о выпускниках томских вузов, со временем должна перерасти в полноценный инструмент взаимодействия студентов и работодателей.
"С одной стороны, на платформу могут выгружаться так называемые цифровые профили студентов, где отображается вся информация об их образовании, начиная с оценок и заканчивая результатами профтестирования. С другой – работодатели могли бы выкладывать свои требования к профилю специалиста. Я, например, студентом 2-3 курса был бы рад знать, что конкретно ждет от меня работодатель, и при этом иметь возможность добрать в вузе те компетенции, которых у себя не обнаружил", – говорит Антонов.
Наконец, образовательные организации смогут видеть, какие модули им нужно создавать под востребованные компетенции. И, таким образом, соответствовать рынку труда и выигрывать конкуренцию за абитуриентов.
"Зародыши элементов этой системы в России есть, но нужно их собрать и выстроить механизм взаимодействия между сторонами. Причем обе эти системы – профиль компетенций работодателя и цифровой профиль студента – предполагаем сделать федеральными", – подчеркивает Огородова.
По ее словам, проект томичей на "Острове" оказался таким актуальным, что администрация региона уже получила предложение от Минэкономразвития войти с ним в раздел "Кадры и образование" федеральной программы "Цифровая экономика". Также министерство просвещения запросило у томичей предложения для национальной программы развития среднего профессионального образования.