ТОМСК, 31 авг – РИА Томск. Цифровая
платформа, которая собирает большие данные о выпускниках вузов, поможет понять,
как закрепить молодых специалистов в Томске. Проект начала реализовывать команда областной
администрации на образовательном интенсиве "Остров 20-21" во Владивостоке.
Какую "утечку мозгов" вычислил суперкомпьютер Томского госуниверситета (ТГУ) и как благодаря Big Data
найти работу мечты – в материале РИА Томск.
Остров новых идей
"Остров
20-21" – это первая в России образовательная программа по интенсивной
подготовке кадров для цифровой экономики, она прошла на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на
острове Русский. В течение 11 дней больше 1000 человек – чиновники, молодые
ученые, школьники, стартаперы – учились у ведущих российских и зарубежных
экспертов в области цифровой экономики и технологического развития.
© РИА Томск. Альфия Айбатова
От
Томской области поехала делегация в составе 37 человек, из которых 13 –
представители областной администрации. В программе интенсива эта группа
участников обозначалась как "организаторы технологических изменений и Chief
Data Officers (CDO)". То есть люди, которые непосредственно будут заниматься "оцифровкой" экономики.
На
интенсив они должны были привезти готовый Data Set (то есть набор больших
данных по выбранной теме) и на основе него разрабатывать проект для региона.
"Еще
в Томске мы решили, что будем разрабатывать управленческие решения в области
образования, поскольку без качественного образования невозможно начать процесс
внедрения технологий цифровой экономики. В основе проекта было обсуждение, как
концентрировать человеческий капитал в регионе", – рассказывает заместитель
губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила
Огородова.
© РИА Томск. Павел Стефанский"Образование – это, по сути, основной раздел программы "Цифровая экономика", потому что для ее реализации нужно до 2020 года подготовить 120 тысяч специалистов с высшим образованием. И еще 480 тысяч человек должны быть профессиональными пользователями технологий", – говорит Людмила Огородова.
Давай, Томск, до свидания!
На
основе каких данных оценивать качество образовательной модели? Команда решила,
что логично посмотреть, какой процент выпускников вузов уезжает из Томска, на какие должности и с какой зарплатой устраивается. В отборе
Big Data помогал суперкомпьютер ТГУ "Скиф".
Основным
источником данных стала социальная сеть "ВКонтакте". Было проанализировано
порядка 100 тысяч записей людей, указавших в качестве места получения высшего
образования томские вузы и конкретно – IT-специальности. По словам председателя
комитета сводной работы и мониторинга целевых показателей областного
департамента экономики Александра Соловьева, результаты их не обрадовали:
"Конечно,
не все сидят "ВКонтакте", не все указывают место учебы и город, в который переехали.
Так что с этими данными еще пришлось поработать. Но все же мы увидели
нерадостную тенденцию: в год в Томске выпускается 1200 айтишников, но половина
из них уезжает. Уже находясь на "Острове", мы позвонили нашим IT-компаниям,
чтобы узнать, какая у них потребность в кадрах. Оказалось, им нужно 1000
человек ежегодно, причем на зарплаты от 50-70 тысяч".
© предоставлено пресс-службой областного департамента труда и занятости населения
Посмотреть
среднюю зарплату выпускников томских вузов с первой попытки не удалось: это
данные Пенсионного фонда, они персонифицированные (а большие данные собираются
в деперсонализированном виде), то есть их можно использовать только с личного
согласия человека. Но в перспективе система, которая будет создана на основе "островного" проекта, сможет аккумулировать в себе разнообразные данные о
карьерных траекториях выпускников, которые помогут в принятии управленческих
решений.
"Понимая,
с какими компетенциями и куда люди уезжают, какие стартовые условия имеют, что
их не устраивает здесь, мы можем принимать взвешенные решения – о политике в
области образования, комфортной городской среды и так далее", – говорит заместитель
губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.
Команда
участников интенсива предложила создать структуру CDO в Томской области,
которая бы занималась накоплением и структурированием больших данных.
© со страницы Дмитрия Пескова в Facebook"Блестящая презентация управления человеческим капиталом команды CDO Томской области: спасибо Андрею Антонову и Людмиле Огородовой! Практичные решения, о которых надо будет рассказать отдельно", – подписал фотографию в своем фейсбуке директор направления "Молодые профессионалы" АCИ Дмитрий Песков.
Чего ждет работодатель
Платформа,
где накапливаются Big Data о выпускниках томских вузов, со временем должна
перерасти в полноценный инструмент взаимодействия студентов и работодателей.
"С
одной стороны, на платформу могут выгружаться так называемые цифровые профили
студентов, где отображается вся информация об их образовании, начиная с оценок
и заканчивая результатами профтестирования. С другой – работодатели могли бы
выкладывать свои требования к профилю специалиста. Я, например, студентом 2-3
курса был бы рад знать, что конкретно ждет от меня работодатель, и при этом
иметь возможность добрать в вузе те компетенции, которых у себя не обнаружил", – говорит Антонов.
© предоставлено Андреем Антоновым"Для Томской области цифровизация – приоритетное направление. С одной стороны, у нас есть люди и компании, способные генерировать и внедрять цифровые решения, а с другой – для региона со сложной транспортной доступностью это вопрос конкурентоспособности", – говорит Андрей Антонов .
Наконец,
образовательные организации смогут видеть, какие модули им нужно создавать под
востребованные компетенции. И, таким образом, соответствовать рынку труда и
выигрывать конкуренцию за абитуриентов.
"Зародыши
элементов этой системы в России есть, но нужно их собрать и выстроить механизм
взаимодействия между сторонами. Причем
обе эти системы – профиль компетенций работодателя и цифровой профиль студента
– предполагаем сделать федеральными", – подчеркивает Огородова.
По
ее словам, проект томичей на "Острове" оказался таким актуальным, что
администрация региона уже получила предложение от Минэкономразвития войти с ним
в раздел "Кадры и образование" федеральной программы "Цифровая экономика".
Также министерство просвещения запросило у томичей предложения для национальной
программы развития среднего профессионального образования.