RIATOMSK.RU
+2°C
26 апреля 2024  |  
9:23
  |  
+2°C
13:21  31 июля 2018 г.

Где учился, там и пригодился: как Big Data закрепит молодежь в Томске

Тайлашева Елена Владимировна
© предоставлено Андреем АнтоновымГде учился, там и пригодился: как Big Data закрепит молодежь в Томске

ТОМСК, 31 авг – РИА Томск.  Цифровая платформа, которая собирает большие данные о выпускниках вузов, поможет понять, как закрепить молодых специалистов в Томске. Проект начала реализовывать команда областной администрации на образовательном интенсиве "Остров 20-21" во Владивостоке. Какую "утечку мозгов" вычислил суперкомпьютер Томского госуниверситета (ТГУ) и как благодаря Big Data найти работу мечты – в материале РИА Томск.

Остров новых идей

"Остров 20-21" – это первая в России образовательная программа по интенсивной подготовке кадров для цифровой экономики, она прошла на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский. В течение 11 дней больше 1000 человек – чиновники, молодые ученые, школьники, стартаперы – учились у ведущих российских и зарубежных экспертов в области цифровой экономики и технологического развития.

От Томской области поехала делегация в составе 37 человек, из которых 13 – представители областной администрации. В программе интенсива эта группа участников обозначалась как "организаторы технологических изменений и Chief Data Officers (CDO)". То есть люди, которые непосредственно будут заниматься "оцифровкой" экономики.

На интенсив они должны были привезти готовый Data Set (то есть набор больших данных по выбранной теме) и на основе него разрабатывать проект для региона.

"Еще в Томске мы решили, что будем разрабатывать управленческие решения в области образования, поскольку без качественного образования невозможно начать процесс внедрения технологий цифровой экономики. В основе проекта было обсуждение, как концентрировать человеческий капитал в регионе", – рассказывает заместитель губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова.

© РИА Томск. Павел Стефанский
"Образование – это, по сути, основной раздел программы "Цифровая экономика", потому что для ее реализации нужно до 2020 года подготовить 120 тысяч специалистов с высшим образованием. И еще 480 тысяч человек должны быть профессиональными пользователями технологий", – говорит Людмила Огородова.

Давай, Томск, до свидания!

На основе каких данных оценивать качество образовательной модели? Команда решила, что логично посмотреть, какой процент выпускников вузов уезжает из Томска, на какие должности и с какой зарплатой устраивается. В отборе Big Data помогал суперкомпьютер ТГУ "Скиф".

Основным источником данных стала социальная сеть "ВКонтакте". Было проанализировано порядка 100 тысяч записей людей, указавших в качестве места получения высшего образования томские вузы и конкретно – IT-специальности. По словам председателя комитета сводной работы и мониторинга целевых показателей областного департамента экономики Александра Соловьева, результаты их не обрадовали:

"Конечно, не все сидят "ВКонтакте", не все указывают место учебы и город, в который переехали. Так что с этими данными еще пришлось поработать. Но все же мы увидели нерадостную тенденцию: в год в Томске выпускается 1200 айтишников, но половина из них уезжает. Уже находясь на "Острове", мы позвонили нашим IT-компаниям, чтобы узнать, какая у них потребность в кадрах. Оказалось, им нужно 1000 человек ежегодно, причем на зарплаты от 50-70 тысяч".

© предоставлено пресс-службой областного департамента труда и занятости населения
Посмотреть среднюю зарплату выпускников томских вузов с первой попытки не удалось: это данные Пенсионного фонда, они персонифицированные (а большие данные собираются в деперсонализированном виде), то есть их можно использовать только с личного согласия человека. Но в перспективе система, которая будет создана на основе "островного" проекта, сможет аккумулировать в себе разнообразные данные о карьерных траекториях выпускников, которые помогут в принятии управленческих решений.

"Понимая, с какими компетенциями и куда люди уезжают, какие стартовые условия имеют, что их не устраивает здесь, мы можем принимать взвешенные решения – о политике в области образования, комфортной городской среды и так далее", – говорит заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.

Команда участников интенсива предложила создать структуру CDO в Томской области, которая бы занималась накоплением и структурированием больших данных.

© со страницы Дмитрия Пескова в Facebook
"Блестящая презентация управления человеческим капиталом команды CDO Томской области: спасибо Андрею Антонову и Людмиле Огородовой! Практичные решения, о которых надо будет рассказать отдельно", – подписал фотографию в своем фейсбуке директор направления "Молодые профессионалы" АCИ Дмитрий Песков.

Чего ждет работодатель

Платформа, где накапливаются Big Data о выпускниках томских вузов, со временем должна перерасти в полноценный инструмент взаимодействия студентов и работодателей.

"С одной стороны, на платформу могут выгружаться так называемые цифровые профили студентов, где отображается вся информация об их образовании, начиная с оценок и заканчивая результатами профтестирования. С другой – работодатели могли бы выкладывать свои требования к профилю специалиста. Я, например, студентом 2-3 курса был бы рад знать, что конкретно ждет от меня работодатель, и при этом иметь возможность добрать в вузе те компетенции, которых у себя не обнаружил", – говорит Антонов.

© предоставлено Андреем Антоновым
"Для Томской области цифровизация – приоритетное направление. С одной стороны, у нас есть люди и компании, способные генерировать и внедрять цифровые решения, а с другой – для региона со сложной транспортной доступностью это вопрос конкурентоспособности", – говорит Андрей Антонов .

Наконец, образовательные организации смогут видеть, какие модули им нужно создавать под востребованные компетенции. И, таким образом, соответствовать рынку труда и выигрывать конкуренцию за абитуриентов.

"Зародыши элементов этой системы в России есть, но нужно их собрать и выстроить механизм взаимодействия между сторонами. Причем обе эти системы – профиль компетенций работодателя и цифровой профиль студента – предполагаем сделать федеральными", – подчеркивает Огородова. 

По ее словам, проект томичей на "Острове" оказался таким актуальным, что администрация региона уже получила предложение от Минэкономразвития войти с ним в раздел "Кадры и образование" федеральной программы "Цифровая экономика". Также министерство просвещения запросило у томичей предложения для национальной программы развития среднего профессионального образования.

Наверх
Сайт РИА Томск /riatomsk.ru/ содержит информацию, подготовленную Региональным информационным агентством "Томск" (РИА Томск) с территорией распространения – Российская Федерация, зарубежные страны.
РИА Томск зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 ноября 2019 г. Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-77122.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Материалы, размещенные на правах рекламы, выходят под знаком "#" и/или "реклама". РИА Томск не несет ответственности за партнерские материалы.
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ЧИТАЙТЕ
РИА в VK
Главные новости дня в нашей рассылке