ТОМСК, 21 фев – РИА Томск. Сотрудник института прикладной механики и математики Томского госуниверситета (НИИ ПММ ТГУ) Константин Жильцов совместно с коллегами из института прикладной механики (ИПРИМ) РАН исследует особенности вихревого механизма подавления волн цунами подводными преградами; ученые разрабатывают математические модели морских преград и проводят эксперименты в специальной гидродинамической установке, сообщает в четверг пресс-служба вуза.
Уточняется, что самое смертоносное цунами в современной истории случилось в 2004 году. Его спровоцировало землетрясение магнитудой более 9 баллов, произошедшее в Индийском океане 26 декабря. От цунами пострадали Индонезия, Шри-Ланка, Индия, Таиланд и другие страны. По разным данным, погибло от 225 до 300 тысяч человек.
"Сотрудник НИИ ПММ ТГУ Константин Жильцов совместно с коллегами из ИПРИМ РАН исследует особенности вихревого механизма подавления волн цунами подводными преградами. Ученые проводят эксперименты в лабораторных условиях и строят математические модели, которые помогут подобрать оптимальную конструкцию и высоту барьера, необходимую для уменьшения разрушительной силы гигантских волн", – говорится в сообщении.
Отмечается, что отдельные страны пытаются решить эту проблему за счет возведения в прибрежной зоне или на мелководье преград, которые возвышаются над уровнем моря на 10-15 метров. Однако в Японии в 2011 году высота волн цунами достигала 15-19 метров. Чтобы полностью защититься от такой волны за счет полного ее отражения, необходима преграда высотой 30-38 метров над уровнем моря.
"Чтобы избежать масштабных разрушений на побережье, не обязательно строить многометровую стену и останавливать цунами. Наши исследования показали, что <…> значительная часть энергии цунами (до 50%) может быть поглощена вихревыми потоками, которые образуются при взаимодействии волны с преградой, имеющей оптимальную конструкцию. Физика этих процессов достаточно сложна", – цитирует Жильцова пресс-служба.Исследовать особенности распространения волн цунами и их взаимодействия с различными преградами помогают математические модели, построением которых занимается Жильцов. Экспериментальная и теоретическая часть исследований проводится в специальной гидродинамической установке ИПРИМ РАН, что позволяет подтвердить точность теоретических моделей и численных расчетов, отмечается в сообщении.