ТОМСК, 24 сен – РИА Томск. Стационарные терминалы безналичной оплаты проезда появились во всех трамваях и троллейбусах Томска. Отныне пассажиры могут рассчитаться за проезд, не обращаясь к кондуктору и не получая бумажный билет. Помимо удобства для пассажиров, новая система сделала прозрачным пассажиропоток в транспорте ТТУ, а в перспективе "выведет на свет" и маршрутки. Подробности – в материале РИА Томск.
Ранее сообщалось, что система безналичных платежей в трамваях и троллейбусах в Томске заработала с 1 августа 2019 года. Контрольно-кассовые машины (ККМ) появились у кондукторов еще 3 июля. Оборудование для кондукторов и стационарные терминалы ТТУ поставила красноярская компания "Сенсорные технологии", программное обеспечение – компания "Айком", также из Красноярска.
"В конце лета у пассажиров томского электротранспорта появилась возможность оплачивать проезд безналичным способом. Мы обещали это сделать – и сдержали свое слово. Теперь в трамваях и троллейбусах есть и стационарные терминалы, которые позволяют оплатить проезд без участия кондуктора. С сентября мы начали учет льготников, пользующихся услугами муниципального транспорта", – рассказал агентству мэр Томска Иван Кляйн.
Легальный безбилетник
Возможность рассчитаться за проезд банковской картой появилась у томичей относительно недавно. С 1 августа все кондукторы ТТУ получили переносные платежные терминалы, позволяющие оплатить проезд не только наличными, но и банковской картой или с помощью мобильного устройства. В середине сентября в трамваях и троллейбусах появились стационарные терминалы, закрепленные на поручнях.
"Мы в этом году закупили 130 переносных терминалов, которые находятся у кондуктора и совмещают в себе функции безналичного терминала и онлайн кассы, которая передает данные обо всех платежах в налоговую инспекцию (такие есть и у контролеров), а также 120 стационарных терминалов для бесконтактной оплаты проезда банковскими картами", – рассказала замдиректора Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Ольга Свахина.
По ее словам, бесконтактные терминалы не заменят кондуктора, поскольку федеральное законодательство обязывает ТТУ принимать наряду с безналичным и наличный расчет (в настоящее время доля наличных расчетов в электротранспорте составляет 80%). "Безналичный расчет через стационарный терминал – это дополнительная услуга для удобства пассажиров", – подчеркивает Ольга Анатольевна.
Для того чтобы оплатить проезд через стационарный терминал, достаточно приложить к нему банковскую карту или смартфон (при оплате с помощью телефонных модулей оплаты). Особенность стационарных терминалов в том, что они не выдают бумажного билета или чека – все платежи проводятся в электронной форме. В качестве подтверждения оплаты – СМС от банка. Если же у пассажира эта услуга отключена, можно получить билет у кондуктора.
"Если у гражданина отключен интернет-банкинг, то он может получить билет у кондуктора, даже если самостоятельно оплатил проезд с помощью терминала. Кондуктор в своем мобильном терминале видит транзакцию через стационарный терминал и выдает пассажиру билет по номеру банковской карты", – пояснил разработчик системы, технический директор компании "Айком" Дмитрий Вилков.
Впрочем, получать бумажный билет у кондуктора вовсе не обязательно. Как пояснили разработчики системы, контролеры также имеют на руках переносные терминалы. Подтвердить факт оплаты проезда контролеру можно, показав банковскую карту или назвав четыре последних цифры номера – переносной терминал по этим цифрам выдаст данные об оплате проезда.
В случае сбоев в работе терминалов или если поездка по какой-то причине не состоялась, например, трамвай остановился на линии и не имеет возможности продолжить движение, томичи имеют право вернуть деньги.
Для этого необходимо обратиться с заявлением в "Трамвайно-троллейбусное управление". После регистрации оно будет рассмотрено в течение 10 дней. В настоящее время терминалами оплаты – как переносными, так и стационарными – оборудованы все без исключения трамваи и троллейбусы Томска. На эти цели ТТУ направило около 9 миллионов рублей.
Статистическая значимость
Помимо удобства для пассажиров, подкованных в части безналичных расчетов, система электронных платежей в транспорте решает целый ряд долгосрочных проблем. В частности, она позволяет полностью контролировать пассажиропоток.
"Поскольку новые ККТ и терминалы фиксируют не только факт оплаты, но и время, и место ее совершения, мы получаем в руки уникальный инструмент для анализа пассажиропотока. Мы можем высчитать не только самые напряженные часы и маршруты, но и понять, какие остановки наиболее востребованы. Это позволяет планировать работу всего предприятия", – подчеркнула Свахина.
В программе, которую разработчики предоставили ТТУ, можно увидеть любой факт оплаты проезда в любом трамвае и троллейбусе в режиме онлайн. Эти же данные система автоматически направляет в налоговую инспекцию. В итоге перевозка пассажиров в электротранспорте стала полностью прозрачной.
Преодолимые сложности
Система безналичных расчетов в транспорте только обкатывается. Поэтому разработчики время от времени сталкиваются с проблемами, для решения которых приходится дорабатывать программный продукт или даже модернизировать "железо". К примеру, первый стационарный терминал, установленный в трамвае весной 2019 года, спустя несколько дней замерз и перестал работать.
"Мы изучили эту проблему и нашли решение. В стационарных терминалах теперь установлена система терморегулирования: после включения устройства теплонагревательный элемент, расположенный внутри, согревает электронику, и терминал работает независимо от температуры в трамвае или троллейбусе. Терминалы и в Томске, и в Красноярске могут работать и в минус 30, и в минус 40", – подчеркивает Вилков.
Другая проблема, выявленная в процессе эксплуатации терминалов, – перепады напряжения в старых томских трамваях. Из-за скачков напряжения устройства начинают произвольно перегружаться и в итоге просто отключаются. В настоящее время разработчики решают, как защитить приборы от перепадов напряжения.
Еще одна проблема с разработками компании "Айком" не связана. Банковские карты платежной системы "Мир", на которые были переведены бюджетники и пенсионеры по всей России, часто не срабатывают на платежных терминалах (как, собственно, и на кассах магазинов).
"Есть некоторые сложности с картами "Мир". Они выпускаются в партнерстве с другими платежными системами, и некоторые их них пока не проводят платежи через наши терминалы. Но это временное явление, в ближайшее время онлайн-терминалы станут принимать и карты "Мир", – подчеркивает Вилков.
Безнал придет в маршрутки
Система безналичных платежей в электротранспорте – только первый шаг, подчеркивают идеологи "цифровой модернизации" сферы пассажироперевозок. В скором времени система придет и в самый массовый сектор – в маршрутные автобусы.
"Перевозчики обязаны установить в автобусах оборудование для безналичного расчета и автоматического подсчета пассажиров. Это позволит проанализировать пассажиропоток и сделать перевозки финансово прозрачным бизнесом", – подчеркивает Иван Кляйн.
Переносные и стационарные терминалы для оплаты проезда появятся в маршрутных автобусах с 1 января 2020 года, подчеркивают в мэрии. Их появление – одно из условий, которое власти ставят перевозчикам при заключении с ними контрактов (до конца декабря контракты будут перезаключены со всеми городскими перевозчиками).
"54-й федеральный закон обязывает перевозчиков установить систему приема безналичной оплаты проезда с фиксацией всех поездок в налоговой инспекции. Насколько я знаю, в контрактах, которые мэрия сейчас заключает с перевозчиками, это требование есть", – рассказала Свахина.
Кроме запуска электронной системы оплаты проезда от перевозчиков также потребуют обеспечить каждый маршрут низкопольными автобусами для удобства пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. По данным мэрии, с нового года по городу будут курсировать не менее 100 низкопольных автобусов (всего на маршруты выходят 400 автобусов).
Кроме того, разработчики предлагают в 2020 году запустить в Томске специальное мобильное приложение, которое позволит не только контролировать передвижение автобусов по маршрутам через ГЛОНАСС (удобно при планировании поездки), но и производить оплату за проезд в один клик.
Аналогичная система от компании "Айком" успешно работает в маршрутном транспорте Красноярска. Произвести оплату пассажир может, просто наведя камеру мобильного телефона на QR-коды, размещенные на окнах автобуса (в случае, если к телефону "привязана" банковская карта). По данным РИА Томск, компания уже подготовила аналогичную программу для Томска и готова участвовать в конкурсе, когда мэрия его объявит.