Междисциплинарная магистерская программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" – одна из самых продвинутых исследовательских программ магистратуры Томского госуниверситета (ТГУ). Она реализуется на базе Международного центра исследований развития человека. Ядром центра является лаборатория когнитивных исследований и психогенетики ТГУ. Подробности – в материале РИА Томск.
Несмотря на "привязку" к факультету психологии ТГУ, магистерская программа является междисциплинарной. Проходить здесь обучение могут студенты различных профилей подготовки: математики, физики, лингвисты, биологи, генетики, психологи, педагоги и другие.
Программа открылась в 2016 году.
"Развитие образовательного компонента посредством создания магистерской программы стало логическим продолжением исследовательских направлений центра и лаборатории", – поясняет менеджер программы Дарья Мацепуро.
Программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" не является массовой, в данный момент на ней обучается 21 студент, что позволяет обеспечивать индивидуальный подход в обучении для каждого. Однако количество абитуриентов ежегодно увеличивается.
Компетенции
Магистерская программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" имеет академическую направленность.
"Нельзя сказать, что мы готовим исключительно ученых. К нам приходят и практики из различных областей. Но у нас очень сильный исследовательский компонент. Магистранты с самого начала включаются в исследовательские проекты, которые реализуются на базе центра", – подчеркивает менеджер программы.
Партнерские проекты, например, с Центром когнитивных и междисциплинарных исследований образовательного центра "Сириус" или с Голдсмитс, Университетом Лондона, могут стать заделом для будущего трудоустройства выпускников. В настоящее время в "Сириусе" уже работают несколько выпускников программы.
Большое внимание в процессе обучения отводится статистическим методам, анализу данных, которые востребованы в любых современных исследованиях.В магистерской программе три основных трека: академический (генетика, биоинформатика и нейронаука) и два прикладных – раннее детское развитие и персонализированное обучение.
В рамках трека "Раннее детское развитие" центр сотрудничает с рядом дошкольных учреждений и ведет исследования по методикам раннего развития. В рамках этого исследовательского проекта магистранты и преподаватели занимаются оценкой развивающих программ дошкольных учреждений. Унифицированной методики такой оценки в России пока нет, и программы, как правило, внедряются без должной научной оценки их эффективности.
Программа включает в себя курс по психологическому консультированию и психофизиологическим исследованиям. Студенты получают практические навыки работы на оборудовании для психофизиологических исследований: ЭЭГ, ай-трекер и другие.
Язык программы
Программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" англоязычная, занятия проводятся на английском языке, есть приглашенные преподаватели, не владеющие русским языком, однако предусмотрено двуязычное сопровождение учебного процесса.
"Английский язык не является дискриминирующим фактором при приеме в магистратуру. Наоборот – это возможность для людей с базовым английским за два года улучшить знания профессионального английского языка и стать готовым специалистом для международного академического рынка", – подчеркивает Мацепуро.
Преподавание на английском языке открывает для обучающихся принципиально новые рынки образовательных услуг, возможности на международном рынке академического труда.
География магистратуры
На программе обучаются как российские, так и иностранные магистранты. В настоящее время здесь учатся студенты из Нигерии, Ирана, Бангладеш, Казахстана, Индии, а также различных регионов России – из Москвы, Алтая, Урала, Восточной и Западной Сибири. Количество студентов из дальнего зарубежья увеличивается благодаря международной олимпиаде Open Doors, которая позволяет иностранцам учиться бесплатно."Такой интерес связан прежде всего с тем, что наша программа единственная в России по междисциплинарным исследованиям развития человека на английском языке. При этом она доступнее схожих программ столичных вузов", – подчеркивает Мацепуро.
Научные проекты
Одним из наиболее интересных исследований, проводимых сейчас в центре, является проект по правовым и этическим аспектам генетических исследований. В рамках проекта преподаватели и магистранты аккумулируют информацию об отношении к генетическим исследованиям и их результатам как широкой общественности, так и узких профессиональных групп. В рамках исследования изучаются, в частности, так называемые "нейромифы".
"Наши магистранты первого курса активно включились в этот проект. Они вместе с учеными разрабатывают инструменты исследования, занимаются их популяризацией. Сейчас у магистрантов появились идеи о создании на базе этого проекта собственных курсов и модулей", – поясняет Мацепуро.
Помимо этики и права в генетических исследованиях, магистранты включены в лонгитюдное исследование раннего детского развития, в рамках которого изучается развитие детей с рождения до момента поступления в школу.
В исследовании уже участвуют более 200 обычных семей и семей, воспользовавшихся репродуктивными технологиями. Магистранты учатся работать с участниками исследования, занимаются вводом и предварительным анализом данных.
Преподаватели
Руководитель магистерской программы "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" профессор Юлия Владимировна Ковас – ученый с мировым именем, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс, Университете Лондона.В ТГУ Ковас возглавляет лабораторию когнитивных исследований и психогенетики, а также является директором Международного центра исследований развития человека.
В реализации программы участвуют ведущие российские и зарубежные ученые, в том числе из Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва), ОЦ "Сириус" (Сочи), Голдсмитс, Университета Лондона, томских университетов и, конечно, ТГУ (филологический и биологический факультеты и факультет психологии). В подавляющем большинстве это исследователи, ведущие собственные научные проекты, в которые они активно вовлекают магистрантов.
Востребованность выпускников
По словам Мацепуро, выпускники магистерской программы "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" востребованы прежде всего как исследователи. При этом запрос на их знания и умения имеется не только в научно-исследовательских организациях, но и в крупных компаниях реального сектора экономики.
"На томской площадке "СИБУР-Холдинга" наши магистранты изучали процесс внедрения тренажера дополненной реальности для обучения сотрудников стандартным технологическим операциям. Эта разработка позволяет избегать ошибок в ходе выполнения ремонтных работ и повысить эффективность производства", – поясняет она.
Магистранты и преподаватели, специализирующиеся на раннем детском развитии, регулярно проводят семинары для родителей и педагогов детских садов и школ. Партнерами магистерской программы и Международного центра исследований развития человека ТГУ также являются медицинские организации.
"На форуме "Открытые инновации" к нам обратился представитель исследовательского подразделения Samsung, который заинтересован в проведении психологической экспертизы технологий, которые внедряет корпорация. Они осознают, что технологии развиваются стремительно, а экспертиза отдаленных последствий, особенно в части, которая касается детей, пока недостаточно развита. А запрос уже существует", – говорит менеджер программы.
Дополнительная информация о программе на английском языке:
Международный центр исследований развития человека ТГУ;
MSc Human Development: Genetics, Neuroscience and Psychology.