Междисциплинарная магистерская программа "Развитие человека: генетика,
нейронаука и психология" – одна из самых продвинутых исследовательских
программ магистратуры Томского госуниверситета (ТГУ). Она реализуется на базе
Международного центра исследований развития человека. Ядром центра является
лаборатория когнитивных исследований и психогенетики ТГУ. Подробности – в
материале РИА Томск.
Несмотря на "привязку" к факультету психологии ТГУ, магистерская
программа является междисциплинарной. Проходить здесь обучение могут студенты
различных профилей подготовки: математики, физики, лингвисты, биологи,
генетики, психологи, педагоги и другие.
Программа открылась в 2016 году.
"Развитие образовательного компонента посредством создания магистерской
программы стало логическим продолжением исследовательских направлений центра и
лаборатории", – поясняет менеджер программы Дарья Мацепуро.
Программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология"
не является массовой, в данный момент на ней обучается 21 студент, что
позволяет обеспечивать индивидуальный подход в обучении для каждого. Однако
количество абитуриентов ежегодно увеличивается.
Компетенции
Магистерская программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и
психология" имеет академическую направленность.
"Нельзя сказать, что мы готовим исключительно ученых. К нам приходят и
практики из различных областей. Но у нас очень сильный исследовательский
компонент. Магистранты с самого начала включаются в исследовательские проекты,
которые реализуются на базе центра", – подчеркивает менеджер программы.
Партнерские проекты, например, с Центром когнитивных и междисциплинарных
исследований образовательного центра "Сириус" или с Голдсмитс,
Университетом Лондона, могут стать заделом для будущего трудоустройства
выпускников. В настоящее время в "Сириусе" уже работают несколько
выпускников программы.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Большое внимание в процессе обучения отводится статистическим методам,
анализу данных, которые востребованы в любых современных исследованиях.
В магистерской программе три основных трека: академический (генетика,
биоинформатика и нейронаука) и два прикладных – раннее детское развитие и
персонализированное обучение.
В рамках трека "Раннее детское развитие" центр сотрудничает с
рядом дошкольных учреждений и ведет исследования по методикам раннего
развития. В рамках этого исследовательского проекта магистранты и
преподаватели занимаются оценкой развивающих программ дошкольных учреждений.
Унифицированной методики такой оценки в России пока нет, и программы, как
правило, внедряются без должной научной оценки их эффективности.
Программа включает в себя курс по психологическому консультированию и
психофизиологическим исследованиям. Студенты получают практические навыки
работы на оборудовании для психофизиологических исследований: ЭЭГ,
ай-трекер и другие.
Язык программы
Программа "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология"
англоязычная, занятия проводятся на английском языке, есть приглашенные
преподаватели, не владеющие русским языком, однако предусмотрено двуязычное
сопровождение учебного процесса.
"Английский язык не является дискриминирующим фактором при приеме в
магистратуру. Наоборот – это возможность для людей с базовым английским за два
года улучшить знания профессионального английского языка и стать готовым
специалистом для международного академического рынка", – подчеркивает Мацепуро.
Преподавание на английском языке открывает для обучающихся принципиально
новые рынки образовательных услуг, возможности на международном рынке
академического труда.
География магистратуры
© РИА Томск. Павел Стефанский
На программе обучаются как российские, так и иностранные магистранты. В
настоящее время здесь учатся студенты из Нигерии, Ирана, Бангладеш,
Казахстана, Индии, а также различных регионов России – из Москвы, Алтая, Урала, Восточной и Западной Сибири. Количество студентов из дальнего зарубежья
увеличивается благодаря международной олимпиаде Open Doors, которая
позволяет иностранцам учиться бесплатно.
"Такой интерес связан прежде всего с тем, что наша программа
единственная в России по междисциплинарным исследованиям развития человека на
английском языке. При этом она доступнее схожих программ столичных вузов",
– подчеркивает Мацепуро.
Научные проекты
Одним из наиболее интересных исследований, проводимых сейчас в центре,
является проект по правовым и этическим аспектам генетических исследований. В
рамках проекта преподаватели и магистранты аккумулируют информацию об отношении
к генетическим исследованиям и их результатам как широкой общественности, так
и узких профессиональных групп. В рамках исследования изучаются, в частности,
так называемые "нейромифы".
"Наши магистранты первого курса активно включились в этот проект. Они
вместе с учеными разрабатывают инструменты исследования, занимаются их
популяризацией. Сейчас у магистрантов появились идеи о создании на базе этого
проекта собственных курсов и модулей", – поясняет Мацепуро.
Помимо этики и права в генетических исследованиях, магистранты включены в
лонгитюдное исследование раннего детского развития, в рамках которого изучается
развитие детей с рождения до момента поступления в школу.
В исследовании уже участвуют более 200 обычных семей и семей,
воспользовавшихся репродуктивными технологиями. Магистранты учатся работать с
участниками исследования, занимаются вводом и предварительным анализом данных.
Преподаватели
© РИА Томск. Павел Стефанский
Руководитель магистерской программы "Развитие человека: генетика,
нейронаука и психология" профессор Юлия Владимировна Ковас – ученый с
мировым именем, директор международной лаборатории междисциплинарных
исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс, Университете
Лондона.
В ТГУ Ковас возглавляет лабораторию когнитивных исследований и психогенетики,
а также является директором Международного центра исследований развития
человека.
В реализации программы участвуют ведущие российские и зарубежные ученые, в
том числе из Высшей школы экономики (ВШЭ, Москва), ОЦ "Сириус"
(Сочи), Голдсмитс, Университета Лондона, томских университетов и,
конечно, ТГУ (филологический и биологический факультеты и факультет психологии).
В подавляющем большинстве это исследователи, ведущие собственные научные
проекты, в которые они активно вовлекают магистрантов.
Востребованность выпускников
По словам Мацепуро, выпускники магистерской программы "Развитие
человека: генетика, нейронаука и психология" востребованы прежде всего как исследователи. При этом запрос на их знания и умения имеется не только в
научно-исследовательских организациях, но и в крупных компаниях реального
сектора экономики.
"На томской площадке "СИБУР-Холдинга" наши магистранты
изучали процесс внедрения тренажера дополненной реальности для обучения
сотрудников стандартным технологическим операциям. Эта разработка позволяет
избегать ошибок в ходе выполнения ремонтных работ и повысить эффективность
производства", – поясняет она.
Магистранты и преподаватели, специализирующиеся на раннем детском развитии, регулярно проводят семинары для родителей и педагогов детских садов и школ.
Партнерами магистерской программы и Международного центра исследований развития человека
ТГУ также являются медицинские организации.
"На форуме "Открытые инновации" к нам обратился
представитель исследовательского подразделения Samsung, который заинтересован в
проведении психологической экспертизы технологий, которые внедряет корпорация.
Они осознают, что технологии развиваются стремительно, а экспертиза отдаленных
последствий, особенно в части, которая касается детей, пока недостаточно
развита. А запрос уже существует", – говорит менеджер программы.
Дополнительная информация о программе на английском языке:
Международный центр исследований развития человека ТГУ;
MSc Human Development: Genetics, Neuroscience and
Psychology.