ТОМСК, 30 авг – РИА Томск, Елена Тайлашева. Томский госуниверситет (ТГУ) выпустит в следующем году программных инженеров с реальным двухлетним опытом работы: учебу начинает первый выпускной курс пилотной программы. Вуз построил хорошую профессиональную школу, теперь есть амбиции сделать ее всемирно известной. Как этому поможет наука и за что можно получить Нобелевку в Computer Science – в материале РИА Томск.
Достройка профессионала
Три года назад, запуская пилотную программу "Программная инженерия" (и затем создавая Высшую IT-школу (HITs), Томский госуниверситет отвечал на боль бизнеса: выпускников вуза надо доучивать и переучивать, чтобы они стали хотя бы джунами (то есть junior-разработчиками).Практика показала – если с первого курса начинать вводить студентов в профессию, то уже к третьему они смогут начать работать над реальными проектами в компаниях. Более того, число компаний, посматривающих на HITs как партнера в области решения кадрового голода, с каждым годом увеличивается, потому что у студентов реально высокий уровень, например, четверокурсник HITs Денис Шарапов недавно стал лучшим веб-разработчиком России.
"Одним из элементов национального проекта "Кадры для цифровой экономики" были центры ускоренной подготовки IT-специалистов. Теперь можно сказать, что такой центр в ТГУ успешно действует и развивается. Но заканчивается ли современная IT-школа только другим образованием?" – говорит проректор по цифровой трансформации ТГУ, доктор физико-математических наук, руководитель Высшей IT-школы Олег Змеев.
Зачем программисту идти в магистратуру, если все необходимые скиллы он получил за четыре года бакалавриата? "Во-первых, есть те, кому в другом месте не повезло с бакалавриатом", – улыбается Змеев. Во-вторых, есть довольно большая группа людей, которые достигли определенных успехов в карьере и которым нужна "достройка", чтобы у них случился левел-ап (то есть повышение профессионального уровня).
"Достройка – это комплексный процесс, который касается не только профессиональных навыков. Он требует рефлексии над дальнейшим движением в профессии. Можно, конечно, и на кухне с друзьями порефлексировать, но гораздо лучше это делать, во-первых, в компании таких же рефлексирующих, а во-вторых, в специально созданном коммуникативном пространстве", – считает Змеев.
"Скорей всего, магистратура будет проектной и базироваться на формате case study (метод кейсов). Под разные проекты можно будет собирать команды с разным уровнем подготовки – и тех, кому не повезло с магистратурой, и тех, кто хочет профессионального роста. При этом озадачим их не "игрушечными" проектами, а такими, которые будут решать реальные задачи бизнеса", – говорит Змеев.
Бизнес же поможет поставить и научные задачи, чтобы сделать исследовательскую повестку школы актуальной, а учитывая тот факт, что партнеры школы сами играют на международных рынках, то и интернациональной.
Повестка на фронтире
Школа мирового уровня – это не только образование мирового уровня, но и исследования мирового уровня. Это прикладная фундаментальная повестка, которая находится на фронтире и интересует весь мир.
"Прикладные исследования интересны и бизнесу, который стремится в какую-то следующую реальность. Для бизнеса они называются "инновациями", а инновации – дело всегда рискованное. И разделить риски – это отличный сценарий и для них, и для нас", – говорит проректор ТГУ.
Сейчас самые актуальные (и модные) направления бизнеса (и, соответственно, научной мысли) – это машинное обучение и большие данные. "За исследования в области General AI (общего искусственного интеллекта), я считаю, можно получить Нобелевскую премию. Или, например, за биокомпьютеры, которые будут работать как человеческий мозг…" – отмечает он.
И продолжает: "Если реально решать вопрос построения школы мирового уровня, тогда надо идти в междисциплинарные области, "поставив" на одну-две узких тематики. Ну, например, семантические модели естественного языка. Вот Siri и Алиса говорят на естественном языке и при этом являются роботами. Как научить их говорить лучше, понимать точнее? Это задача, под которую требуются междисциплинарные команды, куда входят в том числе гуманитарии".
"Наконец-то мы часть студентов школы не отдаем в бизнес, как это было на предыдущем третьем курсе, а оставляем в университете заниматься исследованиями. На профессиональный трек, естественно, ушло большинство студентов, но появилось три человека, которые выбрали науку (всего студентов третьего курса, выбиравших треки в этом году, 35 – то есть 10%, как и должно быть по классике). И мы этому рады.
Второй шаг – у нас начинают появляться совместные исследовательские семинары с компаниями из числа наших партнеров, которые занимаются актуальной тематикой. Последний прошел с NTR Lab".На семинаре выступал профессор физики Университета Миннесоты Виталий Ванчурин, известный специалист по теории обучения нейронных сетей.
Хороший выбор
"Все шаги к цели будут прописаны и внесены в новую программу академического превосходства ТГУ, которая сейчас разрабатывается в университете. "Любой крутой университет не строится за пять лет. Мы говорим о горизонте 15-20 лет. Мы хотим сложить историю, при которой качественное российское образование с IT-уклоном – это Томск. Для всего мира", – подчеркивает Змеев.
Уже сейчас HITs успешно конкурирует за лучших выпускников Томской области. Проходной балл этого года – 268, несмотря на увеличение количества бюджетных мест. Примерно такой же у ближайшего конкурента – НГУ.
"В этом году у нас практически исчезли люди, которые выбирают между вузами в Томске. Основной контингент абитуриентов школы выбирает между Москвой и Питером: Бауманка, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, СпбГМУ… И часть из них остановилась на HITs, хотя могла поступить куда угодно.
Талантливые школьники в Томске нас уже хорошо знают, следующая задача – начать также работать с выпускниками Сибири. Проблема в том, что иногородние выбирают не вуз, а город. Но то, что мы начинаем конкурировать с большими городами, по большому счету, не имея плюсов их среды, показывает: мы на правильном пути", – подытожил Змеев.