ТОМСК, 30 июн – РИА Томск, Елена Тайлашева. Преподаватель Высшей IT-школы Томского госуниверситета (ТГУ) Лидия Иванова – одна из 12 победителей стипендиальной программы "ВКонтакте" для авторов курсов по программированию. Из ее "кружка мобильной разработки" вышел чемпион России WorldSkills, а она стала тренером национальной сборной. Как программисту не скучать в "день сурка" и зачем жонглировать перед студентами – в материале РИА Томск.
Лови волну
В день презентации курса Лидии Ивановой по iOS-разработке одна из самых больших аудиторий Института прикладной математики и компьютерных наук (ИПМКН) Томского госуниверситета была забита до отказа. Ажиотаж был понятен: раньше в университете никто ничего подобного не вел, даже в интернете сложно было найти стоящий курс – разве что стэнфордский, который Лидия и взяла за основу, адаптировав его под российских студентов.
Между тем бизнесу ой как нужны были разработчики под эту платформу…
"Началось все с того, что появилась компания (сейчас она называется КОДЕ), которая занималась мобильными приложениями и постоянно испытывала дефицит кадров. Предложили форму сотрудничества: они мне платят стипендию, а я делаю курс по iOS-разработке для всех желающих (студентов). Лучших они оставляют себе.Та первая лекция была восхитительна: мы были на одной волне с аудиторией, время пролетело как одного мгновение. Именно тогда я "заболела" преподаванием, хотя в целом первый блин оказался не очень удачным: из той толпы до финиша добрались человек 10. Но я многому научилась", – рассказывает Иванова.
Позже ее курс "Разработка мобильных приложений" обосновался в учебной программе всех студентов Высшей IT-школы (HITs) и ИПМКН. Но свой "кружок мобильной разработки" Лидия все равно не бросила. С ним и выиграла стипендию VK Fellowship 2020-2021 (а это 120 тысяч рублей + помощь в продвижении курса + онлайн и офлайн школы в офисе соцсети в Питере).
"Занятия как таковые (в моем кружке) не проводятся. Принцип такой: ребята, если вы хотите изучать разработку мобильных приложений для iOS или Android, вот Google-класс с заданиями, вот канал в телеграме, любые вопросы в любое время. Если какие-то вопросы у нескольких людей одинаковые, можно провести занятие, где я все это покажу и расскажу.
В прошлом году набралось 40 человек, до конца дожили четверо, зато у них получился очень хороший результат: все смогли пройти собеседование в компанию, также в рамках кружка мы готовились к соревнованиям по стандарту WorldSkills в компетенции "мобильная разработка", и мой студент Максим Сачук стал чемпионом России", – говорит Лидия.
"А почему бы и да"
По наблюдениям Ивановой, сейчас студенты-программисты начинают работать рано – с первого курса, а некоторые – еще и до поступления.
"По сравнению с ними я начала поздновато, учась на третьем курсе факультета информатики ТГУ (потому что в начале учебы меня очень впечатлила речь какого-то важного дядечки, даже и не помню, кого именно, что в университете надо пытаться получить максимум знаний от преподавателя, а не тратить время на работу).
Выполняла первые мелкие заказы – анимированные баннеры для интернет-магазинов. А потом влезла с однокурсниками в стартап – электронный дневник для школ. Мы делали акцент на оформлении: дневник выглядел как книжка, странички листались, все такое красивое, с анимацией. Может, поэтому проект и загнулся – красиво, но ничего не работало", – улыбается она.
А еще надоело работать за просто так.
"Третий курс, тратишь на это (проект) все свое свободное время, денег нет, у родителей просить неудобно… Света в конце тоннеля видно не было, школы особо энтузиазма по поводу нашего проекта не проявляли, поэтому мы это дело бросили.
Зато в процессе я изучила язык программирования (фреймворк Flex) и быстро нашла работу сразу после получения диплома – в компании, занимающейся разработкой приложений для Foreх. Были такие прикольные моменты, когда работодатель говорил: "Не приходите сегодня на работу, там какой-то человек проиграл кучу денег и придет разбираться", – с улыбкой вспоминает наша героиня.
"Меня хватало только на два года – что на первой, что на второй работе. Потом становилось невыносимо скучно, и я решала: "Пора валить". Как раз в такой момент Олег Алексеевич (Змеев, руководитель HITs) предложил делать для ТГУ мобильные приложения. "А почему бы и да", – решила я".
Еще узнала у знакомого переводчика, какие программные средства нужны в работе, мы разобрались, как ими пользоваться. В общем, я постаралась сделать что-то полезное для них, а не то, что навязывает учебная программа. Все получили удовольствие", – говорит Лидия.
Важный урок с тех пор: если объясняешь людям, зачем им это надо, либо они сами предлагают тему и у них есть мотивация, то прогресс студента будет впечатляющим. "Поэтому у нас в HITs мы сначала ставим задачу, а потом объясняем, что для этого нужно знать", – подчеркивает преподаватель.
"Стараюсь делать лекции максимально интересными – у меня в презентациях мемчики, анекдоты, истории из жизни. Сплошной сторителлинг! Меня за это ругают. Как говорит мой муж (он тоже программист), превращаешь серьезное мероприятие в цирк, скоро мячиками начнешь жонглировать. Но если для того, чтобы заинтересовать студента, надо будет жонглировать – окей, будем жонглировать!" – улыбается она.
Работа с адреналином
Лидию постоянно спрашивают: "Почему ты не вернешься в разработку?". Ведь сейчас IT-компании – это отличные офисы с кухнями, тренажерными залами и зонами отдыха, интересные проекты, командировки за рубеж…
"Когда студенты расстроят сильно, я думаю: "А может правда все бросить?". Но потом остываю… Я четыре года работала обычным разработчиком, и это реально "день сурка" – одно и то же, одно и то же, даже если проекты меняются. А университет – это вообще не одно и то же. Здесь постоянно разные события, разные студенты с разными проблемами, разные задачи", – объясняет преподаватель.
Однажды ей написали: "Можешь помочь с подготовкой студентов к чемпионату WorldSkills?".
"А я последнее время живу по принципу "Всегда говори "да" (был такой фильм с Джимом Керри, "Yes Man"). Поэтому отвечаю: "Могу, конечно!". Скинула учебный материал… А потом мне пишут: "А приезжай в Казань готовить национальную сборную в чемпионату мира!". Ух ты! Вот это да! Конечно, поеду! Причастность к такому событию – адреналин, конечно, нереальный", – вспоминает Лидия.
Движение WorldSkills разнообразило жизнь еще больше. В декабре Иванова прошла сертификацию, теперь как сертифицированный эксперт проводит в разных городах отборочные соревнования. Делится планами: "Хочу воспитать чемпиона мира. В следующем году в Шанхае будет чемпионат мира, очень надеюсь, что поеду туда со своим студентом...".