ТОМСК, 14 сен – РИА Томск. Доцент кафедры физики Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Денис Золотухин разработал решение по улучшению удельной тяги и эффективности миниатюрного плазменного двигателя космических кубсатов; исследование проведено под руководством профессора Майкла Кейдара (Университете Джорджа Вашингтона США), сообщила в понедельник РИА Томск представитель пресс-службы вуза.
Она уточнила, что кубсаты – это миниатюрные кубические спутники, создаваемые как для исследования космоса, так и для решения различных задач небольшими частными компаниям. Они часто запускаются на орбиту в качестве дополнительной нагрузки к обычным космическим аппаратам.
"Доцент кафедры физики ТУСУРа Денис Золотухин разработал решение по улучшению тяги, удельной тяги и эффективности миниатюрного плазменного двигателя космических кубсатов. Исследование проведено под руководством профессора Майкла Кейдара во время полуторагодовой работы ученого в Университете Джорджа Вашингтона", – сказала собеседница агентства.
Томский ученый, работая в лаборатории в Вашингтоне выяснил, что если в разрядную систему плазменного двигателя добавить вторую ступень в виде дополнительного электрода, подать на него напряжение и поместить его в магнитное поле, то на дополнительном электроде плазма генерируется более активно, а ее ускорение усиливается. В результате этого тяга двигателя увеличивается в 20-25 раз, пояснила она."Одновременно с исследованиями, которые Денис Золотухин проводил в Университете Джорджа Вашингтона, работа велась и в Томске, на кафедре физики ТУСУРа. Команда томских ученых (Андрей Тюньков, Юрий Юшков и Ефим Окс) в сотрудничестве с Майклом Кейдаром исследовала вопрос, как продлить срок службы плазменного двигателя кубсата", – добавила представитель пресс-службы.
В результате томские ученые предложили напылять на межэлектродный промежуток первой ступени плазменного двигателя кубсата борное покрытие. Благодаря высокой твердости бора удалось увеличить срок службы микродуговых двигателей в 6-17 раз. Результаты этой разработки опубликованы в 2020 году в журнале Journal of Propulsion and Power, посвященном различным двигателям космических аппаратов.