ТОМСК, 14 сен – РИА Томск. Доцент кафедры физики Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Денис Золотухин разработал решение
по улучшению удельной тяги и эффективности миниатюрного плазменного двигателя
космических кубсатов; исследование проведено под руководством профессора Майкла
Кейдара (Университете Джорджа Вашингтона США), сообщила в понедельник РИА Томск
представитель пресс-службы вуза.
Она уточнила, что кубсаты – это миниатюрные кубические спутники,
создаваемые как для исследования космоса, так и для решения различных задач
небольшими частными компаниям. Они часто запускаются на орбиту в качестве
дополнительной нагрузки к обычным космическим аппаратам.
"Доцент кафедры физики ТУСУРа Денис Золотухин разработал решение по
улучшению тяги, удельной тяги и эффективности миниатюрного плазменного
двигателя космических кубсатов. Исследование проведено под руководством
профессора Майкла Кейдара во время полуторагодовой работы ученого в
Университете Джорджа Вашингтона", – сказала собеседница агентства.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Томский ученый, работая в лаборатории в Вашингтоне выяснил, что если в
разрядную систему плазменного двигателя добавить вторую ступень в виде
дополнительного электрода, подать на него напряжение и поместить его в магнитное
поле, то на дополнительном электроде плазма генерируется более активно, а ее
ускорение усиливается. В результате этого тяга двигателя увеличивается в 20-25
раз, пояснила она.
"Одновременно с исследованиями, которые Денис Золотухин проводил в
Университете Джорджа Вашингтона, работа велась и в Томске, на кафедре физики
ТУСУРа. Команда томских ученых (Андрей Тюньков, Юрий Юшков и Ефим Окс) в сотрудничестве с Майклом Кейдаром исследовала вопрос, как продлить срок
службы плазменного двигателя кубсата", – добавила представитель
пресс-службы.
В результате томские ученые предложили напылять на межэлектродный
промежуток первой ступени плазменного двигателя кубсата борное покрытие.
Благодаря высокой твердости бора удалось увеличить срок службы микродуговых
двигателей в 6-17 раз. Результаты этой разработки опубликованы в 2020 году в
журнале Journal of Propulsion and Power, посвященном различным двигателям
космических аппаратов.