ТОМСК, 26 окт – РИА Томск. Междисциплинарный коллектив исследователей Томского госуниверситета (ТГУ) совместно с коллегами из России, Великобритании и Испании запустили исследование генетической грамотности и мнений в контексте права и этики, оно покажет, какие юридические, этические и моральные проблемы станут главными в "геномную эпоху" и как их решить, сообщила РИА Томск представитель ТГУ Дарья Мацепуро.
По словам Манцепуро, старшего научного сотрудника Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ, менеджера международного центра исследований развития человека, генетика – самая быстроразвивающаяся наука сегодня:
"Раньше золотым стандартом развития научных знаний была физика, в XX веке ее сменила биология, в начале XXI века, когда был полностью секвенирован геном человека, ею стала генетика. Но доступность генетической информации может повлечь за собой юридические, этические и моральные проблемы, которые общество должно решить.Мы инициировали исследование, чтобы выявить дефициты в области генетических знаний и узнать мнение людей об использовании результатов геномных исследований, их опасениях и надеждах относительно стремительного развития и применения достижений генетической науки".
Инструментом исследования стал специально разработанный Международный опросник о генетической грамотности и отношении к генетике – Право и этика (International Genetics Literacy and Attitudes Survey – Law and Ethics). Он переведен на три языка – русский, английский и испанский, поскольку проект реализуется силами учебных заведений трех стран – в России это ТГУ и научно-технический университет "Сириус", в Великобритании – Голдсмитс Университет Лондона, в Испании – Университет Аликанте.
Исследование инициировано в рамках консорциума "Доступная генетика" TAGC и реализовывается при поддержке гранта РФФИ.
Конечная цель – определить пробелы правового и этического регулирования геномных исследований: как, по мнению участников, должны храниться генетические данные, как должна проходить их обработка и передача, должны ли быть специальные этические нормы в отношении этой информации и так далее. И далее на основе этих данных разрабатывать программы для повышения генетической грамотности.
"Например, большие выборки дают нам возможность увидеть, варьируются ли генетические знания в зависимости от возрастной группы или в какой степени генетические знания зависят от профессии. Такая информация позволит нам определить, кому в дальнейшем может потребоваться в большей степени образование по этой теме.
Кроме того, опрос создавался и как образовательный инструмент, поэтому он повышает осведомленность и может подтолкнуть к размышлениям о текущих проблемах и поспособствовать дальнейшему обучению", – подытожила она.