ТОМСК, 10 фев – РИА Томск. Открыть магазин слаймов, предложить мобильное приложение для занятий спортом в очках виртуальной реальности, продавать сладости собственного производства, рекламировать томское мороженое в TikTok – не каждый взрослый решится начать эти проекты с нуля, без соответствующего опыта, да еще и в пандемию. Между тем все это – работа томских детей и подростков, учеников томской школы BROOX.
Сооснователь школы Виталий Хилько рассказал РИА Томск, как развивать в детях предпринимательское мышление и зачем будущим бизнесменам посещать уроки актерского мастерства.
На личном опыте
Около пяти лет назад молодой томский специалист Виталий Хилько устроился в одну из крупных финансовых компаний и столкнулся с банальной нехваткой soft skills – так называемых гибких навыков, необходимых для успеха наравне с профессиональным образованием.
Как правило, под soft skills понимают коммуникативные и креативные навыки, умение работать с информацией и быть самоорганизованным, стрессоустойчивым. Как признается Виталий, у него были проблемы с проведением презентаций и построения диалогов с самыми разными людьми. Проанализировав вопрос, он сел за специализированную литературу, записался на тематические тренинги и семинары.
Через несколько месяцев пришли первые результаты, и постепенно он вышел в число наиболее успешных специалистов компании. "Но если бы я умел все это со школьной скамьи, мне бы не пришлось тратить время и ресурсы на "прокачку", – вспоминает Виталий.Вот с этой мысли и начался его проект по созданию в Томске школы, которая развивает у детей и подростков гибкие навыки, формирует предпринимательское мышление, креативность. Проект поддержала супруга Виталия, и в 2018 году они набрали первый поток учеников в созданную ими школу BROOX – 45 ребят в возрасте от 13 до 17 лет.
"Теплица" для будущих бизнесменов
Учеников настроили на серьезную работу: мол, мы с вами осваиваем 4К-компетенции, сформулированные на Всемирном экономическом форуме в Давосе – креативное мышление, критическое мышление, коммуникации, работа в команде. Детям такое взрослое отношение понравилось, и они включились в работу.
Учебный план в школе разработали с прицелом на практику: к школьникам приходили действующие бизнесмены, которые рассказывали о правилах жизни в этой сфере и помогали разобраться, какие детские идеи могут быть востребованными.
В числе спикеров – Данила Огнев (коммерческий директор ООО "Компания Эскимос"), Егор Вострухов (руководитель школы бега Runners), Александра Топорова (амбассадор Mail.Ru Group) и многие другие.
Также для детей и подростков проходили уроки по целеполаганию, тайм-менеджменту, личной эффективности, работе с ресурсными состояниями.
"Это и многое другое легло в нашу философию по воспитанию предпринимательского мышления – мы понимаем его как мышление, которое позволяет искать нестандартные способы для решения поставленных задач и возникающих проблем", – рассказывает Хилько.
Наравне со взрослыми
Итогом первого года стали три стартап-проекта, которые ребята защищали перед экспертами из IT-компаний Томска, представителями вузов и бизнесменами.
"Случился важный момент: мы получили обратную связь от экспертов о том, что ребята сделали крутые прототипы своих идей! Наших учеников пригласили участвовать во взрослый акселератор, где проходила презентация проектов студентов и начинающих предпринимателей", – вспоминает руководитель школы.
На второй год в школу пришло около 80 ребят, но грянула пандемия, и часть учеников не дошла до финала программы. "Сложно было учиться онлайн: сначала общеобразовательная школа, потом мы – получается целый день за компьютером. Это непросто", – объясняет Хилько.
Осенью 2020 года в школе стартовали сразу три потока: для детей от 10-12 лет (родители детей этого возраста буквально уговорили руководство школы открыть такой класс), для подростков по развитию личного бренда (и как результат – созданию своего медиапродукта), а также "бизнес-старт" (для ребят, нацеленных на предпринимательство).
В портфолио школы BROOX сегодня – с десяток оформленных подростковых проектов. Например, идея мобильного приложения для спорта с очками виртуальной реальности."Тренировки нового уровня – крутите педали на велотренажере, а в очках – игровой мир. Захотели релаксации – "едете" по Майами рядом с пляжем. Захотели жести – поставили погоню полиции. Мы общались даже с Владимиром Волошиным (сооснователь международного спортивного проекта IRONSTAR TRIATHLON), он сказал, что идея очень перспективная, за нее нужно браться", – рассказывает Хилько.
Есть реализованный проект в TikTok: одна из учениц пришла в школу с запросом "хочу развивать свой аккаунт" и через несколько месяцев обучения запустила коллаборацию с компанией "33 пингвина" по рекламе новых вкусов томского мороженого.
"Компания выпустила мороженое со вкусом елки и обратилась к нашей ученице за рекламой и созданием короткого ролика, через который можно передать эмоции, чувства. И это получилась коммерческая история, когда крупный бизнес пришел к подростковой аудитории", – объясняет собеседник агентства.
В числе других "звезд" – ученица, которая начала печь кексы на заказ, девушка, открывшая магазин слаймов (игрушек-тянучек) и ставшая наиболее популярным слаймером Томска, подростки, запустившие перед Новым годом краткосрочный проект по продаже оригинальных подарков к празднику, музыкальная группа, развивающая личный бренд и другие.
"Попробовать ручками"
Бытует мнение, что современных подростков сложно увлечь чем-то серьезным. У Виталия Хилько на этот счет другое мнение.
"Все зависит от подхода взрослых к этому процессу. Мы познакомили ребят с бизнесменами, которые увлечены своей работой. Вдохновились даже те ребята, которые пришли в школу не для того, чтобы учиться делать бизнес, а чтобы найти интересное сообщество, прокачать именно гибкие навыки", – говорит он.
Не всем быть предпринимателями, уверен руководитель школы. Однако в школе бизнеса есть возможность "попробовать ручками" разные профессии – от SMM-специалиста до дизайнера.
Этот профориентационный подход, хорошо сдобренный занятиями по самоопределению с психологом, делает свое дело – ученики формируют для себя цели на будущее, в том числе планы по поступлению в вуз на тот факультет, который им нравится, а не по настоянию родителей или в погоне за модной профессией.