ТОМСК, 10 фев – РИА Томск. Открыть магазин слаймов, предложить
мобильное приложение для занятий спортом в очках виртуальной реальности,
продавать сладости собственного производства, рекламировать томское мороженое
в TikTok – не каждый взрослый решится начать эти проекты
с нуля, без соответствующего опыта, да еще и в пандемию. Между тем все это –
работа томских детей и подростков, учеников томской школы BROOX.
Сооснователь школы Виталий Хилько рассказал РИА Томск, как развивать в
детях предпринимательское мышление и зачем будущим бизнесменам посещать уроки
актерского мастерства.
На личном опыте
Около пяти лет назад молодой томский специалист Виталий Хилько устроился в
одну из крупных финансовых компаний и столкнулся с банальной нехваткой soft
skills – так называемых гибких навыков, необходимых для успеха наравне с
профессиональным образованием.
Как правило, под soft skills понимают коммуникативные
и креативные навыки, умение работать с информацией и быть самоорганизованным,
стрессоустойчивым. Как признается Виталий, у него были проблемы с проведением презентаций
и построения диалогов с самыми разными людьми. Проанализировав вопрос, он сел
за специализированную литературу, записался на тематические тренинги и
семинары.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Через несколько месяцев пришли первые результаты, и постепенно он вышел
в число наиболее успешных специалистов компании. "Но если бы я умел все
это со школьной скамьи, мне бы не пришлось тратить время и ресурсы на "прокачку",
– вспоминает Виталий.
Вот с этой мысли и начался его проект по созданию в
Томске школы, которая развивает у детей и подростков гибкие навыки, формирует
предпринимательское мышление, креативность. Проект поддержала супруга Виталия, и в 2018 году
они набрали первый поток учеников в созданную ими школу BROOX – 45 ребят в
возрасте от 13 до 17 лет.
"Теплица" для будущих бизнесменов
Учеников настроили на серьезную работу: мол, мы с вами осваиваем
4К-компетенции, сформулированные на Всемирном экономическом форуме в Давосе – креативное
мышление, критическое мышление, коммуникации, работа в команде. Детям такое
взрослое отношение понравилось, и они включились в работу.
Учебный план в школе разработали с прицелом на практику: к школьникам
приходили действующие бизнесмены, которые рассказывали о правилах жизни в этой
сфере и помогали разобраться, какие детские идеи могут быть востребованными.
В числе спикеров – Данила Огнев (коммерческий директор ООО "Компания
Эскимос"), Егор Вострухов (руководитель школы бега Runners), Александра
Топорова (амбассадор Mail.Ru Group) и многие другие.
© предоставил Виталий ХилькоСоветник ректора ТГУ Константин Беляков и основатель IT-компании Rubius Сергей Дорофеев на презентации проектов в школе BROOX
Для развития навыков, необходимых для публичных выступлений, школьникам
предложили уроки актерского мастерства. Снять психологический зажим, заговорить
первым с незнакомым человеком, заявить о своих желаниях вслух, и, в конце
концов, говорить красиво и свободно – эти задачи решаются на таких занятиях.
Также для детей и подростков проходили уроки по целеполаганию,
тайм-менеджменту, личной эффективности, работе с ресурсными состояниями.
"Это и многое другое легло в нашу философию по воспитанию
предпринимательского мышления – мы понимаем его как мышление, которое позволяет
искать нестандартные способы для решения поставленных задач и возникающих
проблем", – рассказывает Хилько.
Наравне со взрослыми
Итогом первого года стали три стартап-проекта, которые ребята защищали
перед экспертами из IT-компаний Томска,
представителями вузов и бизнесменами.
"Случился важный момент: мы получили обратную связь от экспертов о
том, что ребята сделали крутые прототипы своих идей! Наших учеников пригласили
участвовать во взрослый акселератор, где проходила презентация проектов
студентов и начинающих предпринимателей", – вспоминает руководитель школы.
© предоставил Виталий ХилькоПрототип power bank-браслета
В числе трех проектов от учеников BROOX – power bank-браслет, чехол с подогревом для горнолыжников,
портативный синхронный переводчик. Первые два проекта по итогам участия в
акселераторе получили высокие оценки и призы по специальным номинациям:
эксперты отметили, что они выполнены на уровне проектов взрослых участников акселератора.
Сейчас детские команды находятся в поиске инвесторов.
На второй год в школу пришло около 80 ребят, но грянула пандемия, и часть
учеников не дошла до финала программы. "Сложно было учиться онлайн:
сначала общеобразовательная школа, потом мы – получается целый день за
компьютером. Это непросто", – объясняет Хилько.
Осенью 2020 года в школе стартовали сразу три потока: для детей от 10-12
лет (родители детей этого возраста буквально уговорили руководство школы
открыть такой класс), для подростков по развитию личного бренда (и как
результат – созданию своего медиапродукта), а также "бизнес-старт"
(для ребят, нацеленных на предпринимательство).
© предоставлено Виталием Сидельниковым
В портфолио школы BROOX сегодня – с десяток оформленных подростковых
проектов. Например, идея мобильного приложения для спорта с очками виртуальной
реальности.
"Тренировки нового уровня – крутите педали на велотренажере, а в очках
– игровой мир. Захотели релаксации – "едете" по Майами рядом с
пляжем. Захотели жести – поставили погоню полиции. Мы общались даже с
Владимиром Волошиным (сооснователь международного спортивного проекта IRONSTAR
TRIATHLON), он сказал, что идея очень перспективная, за нее нужно браться",
– рассказывает Хилько.
Есть реализованный проект в TikTok: одна из учениц пришла
в школу с запросом "хочу развивать свой аккаунт" и через несколько
месяцев обучения запустила коллаборацию с компанией "33 пингвина" по
рекламе новых вкусов томского мороженого.
"Компания выпустила мороженое со вкусом елки и обратилась к нашей
ученице за рекламой и созданием короткого ролика, через который можно передать
эмоции, чувства. И это получилась коммерческая история, когда крупный бизнес
пришел к подростковой аудитории", – объясняет собеседник агентства.
предоставил Виталий ХилькоРолик ученицы школы BROOX в TikTok
В числе других "звезд" – ученица, которая начала печь кексы на
заказ, девушка, открывшая магазин слаймов (игрушек-тянучек) и ставшая наиболее
популярным слаймером Томска, подростки, запустившие перед Новым годом
краткосрочный проект по продаже оригинальных подарков к празднику, музыкальная
группа, развивающая личный бренд и другие.
"Попробовать ручками"
Бытует мнение, что современных подростков сложно увлечь чем-то серьезным. У
Виталия Хилько на этот счет другое мнение.
"Все зависит от подхода взрослых к этому процессу. Мы познакомили
ребят с бизнесменами, которые увлечены своей работой. Вдохновились даже те
ребята, которые пришли в школу не для того, чтобы учиться делать бизнес, а
чтобы найти интересное сообщество, прокачать именно гибкие навыки", – говорит
он.
Не всем быть предпринимателями, уверен руководитель школы. Однако в школе
бизнеса есть возможность "попробовать ручками" разные профессии –
от SMM-специалиста до дизайнера.
Этот профориентационный подход, хорошо сдобренный занятиями по
самоопределению с психологом, делает свое дело – ученики формируют для себя
цели на будущее, в том числе планы по поступлению в вуз на тот факультет,
который им нравится, а не по настоянию родителей или в погоне за модной профессией.