ТОМСК, 11 мая – РИА Томск. Замалчивание и отказ учителей и родителей от обсуждения трагедии, которая произошла в казанской школе во вторник, может привести к повышению уровня тревоги среди школьников; у детей должна быть возможность узнать эмоции взрослых и высказать свои переживания, считает доцент кафедры общей и педагогической психологии Томского госуниверситета (ТГУ) Игорь Щелин.
Он рассказал в интервью РИА Томск, как родители и учителя могут оказать "первую эмоциональную помощь" детям.
Ранее сообщалось, что утром 11 мая 19-летний студент зашел в 175-ю гимназию Казани и открыл стрельбу. Погибли семь детей и учительница, еще 16 детей и сотрудников гимназии были доставлены в больницу с ранениями различной тяжести. По сообщениям СМИ, разрешение на оружие студент получил 28 апреля.
Через несколько часов некоторые родители томских школьников стали получать в мессенджерах сообщения, что в связи с событиями в Казани в Томске объявлено усиление пропускного режима в школах, и с 12 мая войти в них можно только по пропускам. Комментарии областного департамента общего образования РИА Томск пока не удалось получить.
"Обсудите с детьми произошедшее"
По словам Щелина, который также работает подростковым и семейным психологом в клинике "Неббиоло", после ЧП в Казани повышение уровня тревоги среди школьников по поводу безопасности – это естественная реакция. И взрослые должны помочь детям совладать с эмоциями.
"В первую очередь нужно помочь детям выразить эмоции. Обсуждений будет много. Не запрещайте им говорить о произошедшем. Запрет темы может привести к тому, что дети будут обсуждать и волноваться за спиной у взрослых. Они будут брать в интернете всю информацию, и не всегда эти данные могут быть достоверными. Так тревога будет расти", – считает психолог.
"Расскажите о ваших чувствах"
Собеседник агентства считает, что учителя и родители должны держать определенную линию поведения – давать свою оценку произошедшему и рассказывать школьникам о своих чувствах.
"Не нужно говорить детям обо всех деталях ЧП, но обязательно нужно обсудить случившееся в течение первой недели. Потому что именно в это время все эти переживания будут достаточно острыми. Если дети задают вопросы, отвечайте, не дистанцируйтесь", – рекомендует психолог.
"Помогите детям продемонстрировать их переживания"
По его словам, детям и подросткам можно предложить различные способы для демонстрации их переживаний и страхов.
"Всегда надо помогать в выражении чувств, страхов, сомнений и переживаний с помощью различных видов деятельности с учетом когнитивного развития ребенка: через рисунки, сочинения, коллажи о произошедшем. Дети могут захотеть принести цветы в школу, написать письма казанским школьникам. Если возникают горестные переживания, нельзя запрещать горевать", – говорит эксперт.