ТОМСК, 17 июл – РИА Томск, Анна Глушенкова. Привычная для всех нас сейчас маска – медицинская, маскарадная или какая-либо еще – это магический артефакт со своей многовековой историей и культурой. В чем она помогает, а чем может быть опасна, рассказала РИА Томск преподаватель Томского госуниверситета (ТГУ) Ирина Максимова.
Лекция о феномене маски прошла в Первом музее славянской мифологии в Томске в рамках иммерсивной выставки "Игра с вечностью". Спикером выступила Ирина Максимова – доцент, кандидат исторических наук ТГУ. Она рассказала, что лекция приурочена еще и ко Дню этнографа, который отмечается 17 июля.
Защищать и маскировать
"Слово "маска" пришло к нам из французского языка, а во французский – из итальянского, а вот в итальянский – то ли из разговорной латыни, там оно означало "призрак", то ли из арабского, где означало "шут". Но, как бы там ни было, маска всегда обозначает некую накладку на лицо, которая то ли защищает лицо, то ли помогает изменить свою внешность", – рассказала Максимова.
Но кроме масок существует и "маскоид" (маленькая модель маски), и "наголовник", когда "лицо" маски находится не там же, где лицо человека, а где-нибудь выше или ниже, а прорези для глаз располагаются где-то в другом элементе наголовника.
Маски бывают самые разные: привычные нам сейчас медицинские, карнавальные, ритуальные, военные маскировочные, балаклавы или спортивные, маски "венецианского палача" или "чумного доктора", погребальные, театральные и даже разнообразные шлемы. Сюда же можно добавить косметические маски, татуировки на лице (которые есть у некоторых народов) и, в принципе, любые костюмы.
Предмет искусства
Кроме защиты и маскировки, маска может выступать и в других качествах. Она может быть предметом искусства, декоративным элементом, символом.
"Сейчас маски становятся по большей части – если не защитные, как медицинские, которые у каждого из нас сейчас есть, – все-таки больше декоративными. Многие из них превращаются в произведения искусства, можно даже сказать, что становятся отдельным жанром".
"Очень многие произведения искусства обращаются к маскараду, потому что там то, что ты скрываешь лицо, позволяет сделать то, что ты не мог сделать в обычной жизни. "Ромео и Джульетта", оперетта "Летучая мышь", "Маскарад" Лермонтова, "Граф Монте-Кристо", "Призрак оперы", – рассказала Максимова.
"Раскрыть свое я"
Но в XIX веке у маски появляется еще одна особенность. "Если раньше маска позволяла дать волю каким-то своим сдерживаемым началам, то теперь она позволяет человеку раскрыть свое подлинное "я". Появляются много персонажей, для которых маска – это не социальная роль, а "подлинное"… Они никакие в реальной жизни, а, надев маску, становятся сами собой, – сказала лектор.
Например, Зорро, Бэтмен, Человек Паук и другие супер-герои совершают свои невероятные подвиги именно в масках, когда без них они себе этого не позволяют.
"Даже то, что мы выбираем как наши аватары в интернете, мы стараемся этим показать, кто мы есть на самом деле. Маска очень опасна: она может рассказать о вас то, что, может быть, вам не очень хотелось бы, чтобы знали другие. И сейчас даже самые обычные маски – это по-прежнему очень магический и очень непредсказуемый артефакт", – сказала в конце лекции Максимова.