ТОМСК, 26 окт – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ) вместе с вузами-партнерами проведет в декабре турнир по киберспорту с призовым фондом в 1,5 миллиона рублей. Соревнования состоятся в рамках Национальной ассоциации университетского киберспорта (НАУКА). Как связаны университеты и компьютерные игры – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что ТГУ инициировал появление Национальной ассоциации университетского киберспорта. Участие в ней подтвердили 22 российских вуза. Индустриальным партнером консорциума НАУКА стала сеть киберспортивных арен Colizeum. Одним из партнеров, у которого ТГУ также намерен "учиться киберспорту", – Томское областное отделение Федерации компьютерного спорта.
Развитие киберспорта – одно из приоритетных научных направлений ТГУ в рамках исследования влияния компьютерных игр на социальные и личностные навыки человека. В сотрудничестве с другими вузами ТГУ планирует создать компьютерные игры для развития когнитивных способностей.
"Киберспорт – не игрушка"
О серьезном интересе ТГУ к киберспорту (КС) ректор университета Эдуард Галажинский впервые заявил минувшим летом на форуме U-NOVUS: здесь, на одном из мероприятий, было подписано соглашение по развитию КС. ТГУ намерен изучать киберспорт в трех аспектах – как, собственно, спорт, как инструмент для влияния на когнитивные способности, а также как элемент воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Как рассказала на минувшей неделе на пресс-конференции в РИА Томск начальник управления информационной политики ТГУ Юлия Эмер, исследование КС является частью стратегического проекта госуниверситета по социогуманитарному инжинирингу в рамках программы "Приоритет 2030".
"ТГУ всегда на фронтире новых трендов, которые есть и в образовании, и в науке. В рамках "Приоритета 2030" мы поставили амбициозную задачу – стать университетом прорыва. Университет прорыва – этот вуз, который уже живет в будущем, пока все это будущее создают. Одна из основных тем, которая волнует нас в этой повестке, – это человек в современном мире", – рассказала Эмер.
Она добавила, что жизнь в современном мире предполагает, что большинство людей расширили свои когнитивно-биологические и медиа-коммуникационные познания благодаря использованию гаджетов и технологий.
"Все знаем, как улучшить свои когнитивные способности. И вроде понимаем, что геймификация в образовании – это прекрасно. Но технологии развиваются, а вопрос экспертной оценки остается: "А так ли это хорошо? А если хорошо, то в каком масштабе". В мире есть разные тенденции. Например, Китай ограничил своих детей в использовании игр", – объяснила Эмер.
Виртуальный инструмент
Как рассказал журналистам директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко, аудитория КС в России уже превысила 15 миллионов человек.
"Рынок игровой индустрии растет, ему нужны как разработчики, так и специалисты на стыке IT и других направлений – тренеры киберспортивных команд, менеджеры, психологи и так далее. Университет не может стоять в стороне, он должен готовить кадры, которые нужны рынку", – считает Гойко.
По его словам, компьютерные игры способствуют развитию умения работы в команде. По этой причине некоторые компании уже отходят от привычного тимбилдинга на природе и заказывают кибер-тимбилдинг.
"Например, все сотрудники строят в Minecraft офис или город. И это уже не игра, а совместная деятельность. <...> Наша задача как исследователей научиться использовать КС как инструмент и понять, как поставить с его помощью студенту и любому другому человеку те или иные навыки", – объясняет эксперт.
"Добро пожаловать в киберкласс... и на турнир!"
Первые шаги, которые ТГУ уже предпринимает для развития КС, – это создание прототипа университетского киберкласса.
"ТГУ вместе с Colizeum формирует киберклассы, где будет киберфизрук, тренер. Мы откроем эту площадку для всего Томска, не только для студентов вуза, потому что мы хотели бы, во-первых, получить разнообразные команды, а, во-вторых, научиться использовать элементы КС в образовании для всех", – прокомментировал Гойко.
Чтобы эта история развивалась активнее, этой зимой ТГУ с партнерами проведет Всероссийский турнир по киберспорту с призовым фондом в 1,5 миллиона рублей. "Все 22 вуза из консорциума НАУКА готовы участвовать. Единственное требование для участника турнира – быть студентом. Я думаю, мы соберем большой турнир. Две основные игры – Counter-Strike (в декабре) и Dota (в феврале)", – сказал Гойко.
Спорт или ...?
КС в России признан официальным видом спорта. В этом смысле РФ стала пионером – она первая в мире подняла киберспорт на уровень других спортивных дисциплин. Уже внедрены стандарты присвоения спортивных разрядов – игроки могут получить звание "Мастер спорта".Впрочем, эксперты до сих пор отмечают, что между киберспортом для развлечения и им же как видом спорта и инструментом для развития лежит тонкая грань.
Исследовать ее ТГУ поможет Томское областное отделение Федерации компьютерного спорта, которое также присоединилось к консорциуму НАУКА.
Как рассказал на пресс-конференции руководитель отделения Дмитрий Шульгин, Томская область является одним из лидеров развития киберспорта в России: "Наши спортсмены регулярно участвуют во всероссийских и международных соревнованиях. Спортсмены из других регионов хотят выступать за Томскую область".
По его мнению, именно томичи могут существенно поднять статус КС в России и его уровень.
Шульгин подчеркивает: когда речь идет про компьютерную игру "из дома" – это не спорт, но, когда игрок регулярно тренируется и выступает на соревнованиях, тогда можно говорить о спортивном интересе и успехе.
Он добавил, что уже в ближайшее время в регионе могут появиться первые кандидаты в мастера или мастера спорта по КС.