ТОМСК, 26 окт – РИА Томск. Томский государственный университет (ТГУ)
вместе с вузами-партнерами проведет в декабре турнир по киберспорту с призовым
фондом в 1,5 миллиона рублей. Соревнования состоятся в рамках Национальной
ассоциации университетского киберспорта (НАУКА). Как связаны университеты и
компьютерные игры – в обзоре РИА Томск.
Ранее сообщалось, что ТГУ инициировал появление Национальной ассоциации
университетского киберспорта. Участие в ней подтвердили 22 российских вуза.
Индустриальным партнером консорциума НАУКА стала сеть киберспортивных арен
Colizeum. Одним из партнеров, у которого ТГУ также намерен "учиться
киберспорту", – Томское областное отделение Федерации компьютерного
спорта.
Развитие киберспорта – одно из приоритетных научных направлений ТГУ в
рамках исследования влияния компьютерных игр на социальные и личностные навыки
человека. В сотрудничестве с другими вузами ТГУ планирует создать компьютерные
игры для развития когнитивных способностей.
© предоставлено пресс-службой "Ростелекома" "Киберспорт – не игрушка"
О серьезном интересе ТГУ к киберспорту (КС) ректор университета Эдуард
Галажинский впервые заявил минувшим летом на форуме U-NOVUS: здесь, на одном из
мероприятий, было подписано соглашение по развитию КС. ТГУ намерен изучать
киберспорт в трех аспектах – как, собственно, спорт, как инструмент для влияния
на когнитивные способности, а также как элемент воздействия на
психоэмоциональное состояние человека.
Как рассказала на минувшей неделе на пресс-конференции в РИА Томск
начальник управления информационной политики ТГУ Юлия Эмер, исследование КС
является частью стратегического проекта госуниверситета по социогуманитарному инжинирингу
в рамках программы "Приоритет 2030".
"ТГУ всегда на фронтире новых трендов, которые есть и в образовании, и
в науке. В рамках "Приоритета 2030" мы поставили амбициозную задачу –
стать университетом прорыва. Университет прорыва – этот вуз, который уже живет
в будущем, пока все это будущее создают. Одна из основных тем, которая волнует
нас в этой повестке, – это человек в современном мире", – рассказала Эмер.
Она добавила, что жизнь в современном мире предполагает, что большинство
людей расширили свои когнитивно-биологические и медиа-коммуникационные познания
благодаря использованию гаджетов и технологий.
"Все знаем, как улучшить свои когнитивные способности. И вроде
понимаем, что геймификация в образовании – это прекрасно. Но технологии
развиваются, а вопрос экспертной оценки остается: "А так ли это хорошо? А
если хорошо, то в каком масштабе". В мире есть разные тенденции. Например,
Китай ограничил своих детей в использовании игр", – объяснила Эмер.
Юлия Эмер
По ее словам, геймификация нуждается в научной экспертизе: "Когда ты
вводишь игры в образовательный процесс, ты должен делать это осмысленно, понимая,
на формирование каких компетенций это направлено. ТГУ как раз отличает
осмысленный подход к любым новшествам в образовательной и исследовательской
сфере. Поэтому тема киберспорта стала для нас одной из основных".
Виртуальный инструмент
Как рассказал журналистам директор Центра прикладного анализа больших
данных ТГУ Вячеслав Гойко, аудитория КС в России уже превысила 15 миллионов
человек.
"Рынок игровой индустрии растет, ему нужны как разработчики, так и
специалисты на стыке IT и других направлений – тренеры киберспортивных команд,
менеджеры, психологи и так далее. Университет не может стоять в стороне, он
должен готовить кадры, которые нужны рынку", – считает Гойко.
По его словам, компьютерные игры способствуют развитию умения работы в
команде. По этой причине некоторые компании уже отходят от привычного
тимбилдинга на природе и заказывают кибер-тимбилдинг.
"Например, все сотрудники строят в Minecraft офис или город. И это уже
не игра, а совместная деятельность. <...> Наша задача как исследователей
научиться использовать КС как инструмент и понять, как поставить с его помощью
студенту и любому другому человеку те или иные навыки", – объясняет
эксперт.
Вячеслав Гойко
Гойко подчеркивает, что каждая из научных команд ТГУ найдет что-то свое в
исследовании киберспорта: "Это инструмент. Психологи, лингвисты,
политологи и другие – для каждого есть свой задел. Сейчас важно дать доступ –
начать собирать данные, готовить команды, и потом закрутится".
"Добро пожаловать в киберкласс... и на турнир!"
Первые шаги, которые ТГУ уже предпринимает для развития КС, – это создание
прототипа университетского киберкласса.
"ТГУ вместе с Colizeum формирует киберклассы, где будет киберфизрук,
тренер. Мы откроем эту площадку для всего Томска, не только для студентов вуза,
потому что мы хотели бы, во-первых, получить разнообразные команды, а,
во-вторых, научиться использовать элементы КС в образовании для всех", –
прокомментировал Гойко.
Чтобы эта история развивалась активнее, этой зимой ТГУ с партнерами
проведет Всероссийский турнир по киберспорту с призовым фондом в 1,5 миллиона
рублей. "Все 22 вуза из консорциума НАУКА готовы участвовать. Единственное
требование для участника турнира – быть студентом. Я думаю, мы соберем большой
турнир. Две основные игры – Counter-Strike (в декабре) и Dota (в феврале)", – сказал Гойко.
Спорт или ...?
© предоставлено организаторами
КС в России признан официальным видом спорта. В этом смысле РФ
стала пионером – она первая в мире подняла киберспорт на уровень других спортивных
дисциплин. Уже внедрены стандарты присвоения спортивных разрядов – игроки могут
получить звание "Мастер спорта".
Впрочем, эксперты до сих пор отмечают, что между киберспортом для
развлечения и им же как видом спорта и инструментом для развития лежит тонкая
грань.
Исследовать ее ТГУ поможет Томское областное отделение Федерации
компьютерного спорта, которое также присоединилось к консорциуму НАУКА.
Как рассказал на пресс-конференции руководитель отделения Дмитрий Шульгин,
Томская область является одним из лидеров развития киберспорта в России: "Наши
спортсмены регулярно участвуют во всероссийских и международных соревнованиях.
Спортсмены из других регионов хотят выступать за Томскую область".
По его мнению, именно томичи могут существенно поднять статус КС в России и
его уровень.
Шульгин подчеркивает: когда речь идет про компьютерную игру "из
дома" – это не спорт, но, когда игрок регулярно тренируется и выступает на
соревнованиях, тогда можно говорить о спортивном интересе и успехе.
Он добавил, что уже в ближайшее время в регионе могут появиться первые
кандидаты в мастера или мастера спорта по КС.
© РИА Томск. Павел СтефанскийДмитрий Шульгин