ТОМСК, 28 янв – РИА Томск, Александр Мазуров. Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ) строит десять 100-метровых морских барж для "Норникеля". Контракт на 2 миллиарда рублей стал для предприятия рекордным. Параллельно завод строит теплоходы и наплавные мосты. На горизонте – еще 15 морских барж. Что сейчас происходит с когда-то обанкротившимся предприятием – в обзоре РИА Томск.
Морские баржи "Норникеля"
Тусклый свет, везде мелькают вспышки – сварщики собирают секции барж. Одна из них ожидает носовой части. Ее готовность оценивают в 90%. Основная часть работы над баржами – сбор металлоконструкций.
Баржи собирают с помощью строительных лесов. В длину баржи почти 100 метров, в ширину 16 метров, высота бортов – 5,5 метра. Их собирают секциями, которые потом стыкуют с помощью кранов и рельсов. Доковый вес собранной баржи 700 тонн, грузоподъемность в морских условиях – 2,5 тысячи тонны.
Новых рабочих в штат завода не принимают, обращаются к подрядчикам. Сейчас в штате 115 специалистов, всего работают на заводе около 300 человек.
"Контракт на 2 миллиарда рублей на серию из 10 барж стал для нас рекордным. По контракту мы должны предоставить в 2022 году две морские баржи, но задача перед коллективом завода стоит построить как минимум три… "Норникель" говорит, что если мы сделаем быстрее, есть возможность строительства еще 15 барж", – рассказал Вдовенко.
Он уточнил, что благодаря масштабному заказу предприятие полностью обеспечено работой на три года, если отдадут заказ еще на 15 барж – завод будет загружен на пятилетку.
Рекордная загрузка
"В современной истории завода 2021 год показал рекордную загрузку предприятия. Мы выполнили более 290 тысяч человеко-часов. Помимо барж, мы построили наплавной мост для Ханты-Мансийского автономного округа, речные буксиры для тюменской "Транснефть-Сибири" и два обстановочных судна для ФБУ "Администрация Енисейского бассейна водных путей", – рассказал Вдовенко.
"Мелкосидящие" буксиры "Транснефть-Сибирь" заказала из-за обмеления сибирских рек. Осадка буксиров – глубина погружения корабля в воду – 0,8 метра. По словам директора завода, это уникальный проект – даже некоторые обычные лодки оседают на глубину до полуметра.
Также ранее сообщалось, что в мае 2022 года Самусьский ССРЗ планирует спустить на воду два судна "река-море" для администрации Енисейского бассейна водных путей. Сумма контракта – 205 миллионов рублей.
Также в мае завод будет спускать на воду наплавной мост, построенный для Ханты-Мансийского автономного округа, – он заменит старый понтонный мост на реке Лямин.
"Выручка в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросла в два раза и составила 620 миллионов рублей. Она является рекордной – стоимость металлопроката кратно выросла, плюс увеличилась загрузка производства", – рассказал Вдовенко, уточнив, что с морскими баржами в этом году ожидаемая выручка составит 800 миллионов – 1 миллиард рублей.
"Пошла на завод, потому что здесь больше можно было заработать, пошла сначала учеником и осталась, обучалась полгода. Здесь интереснее было, а мне хотелось чего-то нового. По специальности я медик, до завода работала массажистом", – рассказала Надежда.
Самый интересный заказ, по ее мнению, – яхта "для Назарбаева", которую закончили в 2009 году. По данным судостроительного завода, "Байтерек" – крупнейшая яхта, построенная на территории России.
Кстати, то, что яхта построена именно для Назарбаева, – информация хоть и широко распространившаяся, но неофициальная. Официально – по данным обладминистрации – яхта стоимостью в 500 миллионов рублей строилась по заказу "Ульбинского горнометаллургического комбината", принадлежащего "Казатомпрому" – национальной атомной компании Казахстана.
Модернизация производства
После завершения работы над кораблем, его отвозят по рельсам к слипу – это система лебедок, позволяющая спустить судно на воду. Дальше начинаются пусконаладочные работы, настройка судна, проверка систем и оборудование. Только после этого корабль считается готовым.
Вблизи самого слипа специалисты и зимой и летом продолжают работать над речными баржами. Впрочем, с 1990-х годов на заводе не отапливается и часть помещений. Площадь отапливаемых – 110 тысяч квадратных метров. В цехах большинство людей работают в свитерах, фланелевых рубашках, робах и шапках.
Восстановление производственной базы – одна из основных задач предприятия и большая статья расходов. Только на ремонт рельсов, ведущих к слипу, руководство завода в 2021 году потратило 7 миллионов рублей.
"В восстановление цехов и оборудование за год вложили порядка 60 миллионов рублей. Цех, в котором мы строим обстановочные суда, – это был холодный склад с большим краном. Мы вложили 16 миллионов на утепление кровли, стен, ворот. Завели сюда отопление. У нас производственная мощность увеличилась на 2 тысячи квадратов, и сейчас мы видим, что без этого цеха мы не смогли бы существовать", – рассказал Николай Вдовенко.
По его словам, если бы в 2021 году они не вложили 16 миллионов рублей в утепление цеха, где сейчас ремонтируются обстановочные судна, пришлось бы заниматься строительством на улице. В настоящий момент часть металла для барж из-за нехватки места хранится под открытым небом.
"Шестнадцать миллионов, выделенных в 2021 году, это десятая часть от необходимого. В 2022 году на кровлю, подключение к центральному водопроводу и внутреннюю систему отопления планируется выделить порядка 25 миллионов рублей", – рассказал Вдовенко.