ТОМСК, 26 мар – РИА Томск, Александр Мазуров. Главный корпус Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) с монументальными колоннами известен каждому томичу. Но не все знают, что изначально оно было в два раза меньше и без колонн. История здания – от пивной залы и сгоревшего во время черносотенского погрома управления железной дороги до корпуса университета – в обзоре РИА Томск.
Театры и пивная
По словам экскурсовода Александра Власенко, главный корпус ТУСУРа, точнее первая его часть у западной границы Новособорной площади, был построен в 1897 году по проекту архитектора Павла Нарановича.
Возведено здание было на участке, принадлежащем известному томскому купцу и меценату Евграфу Королеву, оно загородило построенный там ранее Королевский театр.
Почти напротив Королевского театра, через дорогу, располагался построенный из дерева театр купца Николая Филимонова.
"Стоит не то обширный сарай, не то деревянный барак, крытый полусгнившим тесом, – это, оказывается, городской театр. Безобразнее этой хоромины трудно себе представить", – так отзывался о филимоновском театре Василий Флоринский, один из инициаторов создания в Томске первого за Уралом университета.
"Оно строилось для сдачи помещений в аренду. С торца здания на дореволюционных фотографиях видно вывеску "Пивная зала", – рассказывает Власенко, где именно происходил "дебош" и какую площадь занимала пивная зала неизвестно.
Управление железной дороги
В 1900 году здание было арендовано для размещения Управления Сибирской железной дороги, ведавшего участком железнодорожной магистрали от Челябинска до Иркутска. В 1915 года управление было переименовано: "сибирскую" заменили на "томскую" железную дорогу.
"Служил в управлении и Виктор Николаевич Пепеляев. Это у нас, так скажем, мировая известность. Премьер-министр правительства Колчака – вместе с Колчаком его и расстреляли", – рассказывает Власенко.
Погром
Одной из известных и трагических страниц главного корпуса ТУСУРа является черносотенский погром в октябре 1905 года. 20 октября в Томске проходила демонстрация, организованная РСДРП(б), а в Королевском театре – собрание большевиков. В то же время в Управление Сибирской железной дороги люди приходили за заработной платой.
"Черносотенцы… людей, которые находилось на площади, загнали в театр Королева и Управления Сибирской железной дороги и в какой-то момент эти здания подожгли. Во время пожара люди пытались выбежать, выпрыгивали из окон, а черносотенцы и военные просто этих людей расстреливали. Много людей погибло, здания сгорели", – говорит Власенко.
Здание Управления Сибирской железной дороги после пожара решили восстановить, а театр не стали.
ТЭМИИТ
"С 1932 года Управление Сибирской железной дороги переезжает в Новосибирск. В здании располагается Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ), который просуществовал здесь до 1960 года", – рассказывает Власенко.
Институт был создан на базе транспортной специальности Сибирского технологического института (ныне – Томский политехнический университет).
"С началом Великой Отечественной войны вся жизнь вуза (ТЭМИИТа) была перестроена на военный лад: институт работал по сокращенной программе, а выпускники были очень востребованы на железных дорогах, особенно прифронтовой территории", – говорит Власенко.
Преподаватели и студенты ТЭМИИТа проектировали и строили подъездные пути к оборонным предприятиям, узкоколейку к торфяным разработкам, монтировали электрооборудование на эвакуированные заводы.
"Осенью 1941 года часть здания ТЭМИИТа была переоборудована под госпиталь. Сюда же были эвакуированы Ленинградская военная академия связи и родственные вузы", – добавил экскурсовод.
"Скульптурная группа для него была доставлена из Киева и представляла собой четыре фигуры – русского, негра, индианку и китаянку, которые держали на вытянутых руках Земной шар", – рассказывает Власенко.
Позже фонтан был снесен. Власенко добавил, что снос объясняют борьбой модернизма и соцреализма: "Модернисты стали стесняться соцреализма и где могли избавились от его образцов".
"По воспоминаниям современников, на здании (ТЭМИИТа) была одна из первых в городе иллюминаций… Из лампочек на здании был сделан паровоз. Лампочки загорались таким образом, что он будто двигался. Люди в возрасте вспоминают, что в детстве бегали смотреть – тогда это было в диковинку", – рассказал Власенко.
Когда выросли колонны
Уже в 1960-е годы здание переходит Институту радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭт). Тогда и начинается строительство второй части корпуса и всем известных колонн.
"К зданию был пристроен 4-этажный корпус с возведением центрального переходного здания с портиком и колоннами. Южную часть позже тоже надстроили на один (четвертый) этаж", – говорит Власенко.
В самом левом углу здания, со стороны проспекта Ленина, можно увидеть следы реконструкции – три окна, заложенных кирпичом. На торце, где был вход в пивную, окна также заложены – вместо шести их стало пять.
"В 1971 году ТИРиЭт был реорганизован в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР) … В 1993 году институт был преобразован, но уже в Томскую государственную академию систем управления и радиоэлектроники (ТАСУР). А в 1997 году и по настоящее время переименован в ТУСУР – Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники", – рассказал Власенко.