ТОМСК, 12 апр – РИА Томск. Строительство межвузовского кампуса в Томске может начаться уже летом 2023 года. Сколько денег уже потрачено на кампус и сколько будет сэкономлено, если окончательный выбор падет на участок около Особой экономической зоны (ОЭЗ) "Томск"? Об этом в интервью РИА Томск рассказали ключевые эксперты, отвечающие за сборку всего проекта.
Ранее сообщалось, что строительство межвузовского кампуса на 6 тысяч мест с лабораториями и спортивным центром считается крупнейшим инвестпроектом в регионе за последнее десятилетие. В декабре 2022 года было объявлено, что проект находится на стадии предварительной экспертизы в Минстрое и Главгосэкспертизе РФ.
Заключение концессии неоднократно переносилось, а ввод объектов кампуса в эксплуатацию сдвинулся на июль 2027-го. Рассматривается несколько мест размещения кампуса, наиболее вероятным сегодня называют участок, примыкающий к ОЭЗ.
Большая работа, которой не видно
Как объяснил заместитель губернатора по экономике Андрей Антонов, работа по проекту кампуса в Томске не прекращается ни на день с 2021 года, "просто эту работу в публичном пространстве не всегда видно".
"И дело не в закрытости власти или нежелании обсуждать с широкой общественностью будущий грандиозный проект. Прежде чем выходить на вопросы, которые касаются жителей Томска, например, транспортная доступность, дороги, общественная инфраструктура и тому подобное, необходимо проделать огромную кропотливую работу узким специалистам", – пояснил Антонов.
По его словам, томичи применили принципиально новый подход к сборке всего проекта: обсуждение вопросов по обустройству, внутреннему содержанию кампуса постоянно идет внутри университетов – как с профессорско-преподавательским составом, так и со студентами, а также с представителями бизнеса, тесно работающими с вузовской наукой или выступающими потенциальными работодателями для выпускников.
"Отдельным блоком, безусловно, идет работа с министерствами и ведомствами. Миллиардный проект требует большого внимания к деталям, чтобы все соответствовало нормам и регламентам", – рассказал вице-губернатор.
По уточненным данным, общая стоимость проекта оценивается в сумму около 42 миллиардов рублей. Из них примерно 50% поступят из бюджета РФ.
"Когда сойдет снег"…
"Сегодня на проект не потрачено ни рубля бюджетных средств. Все изыскания проходили по инициативе потенциального концессионера – "Томский студенческий кампус" (фирма учреждена ГК "Гранит" и "Газпромбанком". – Ред.). Предприятие уже потратило на проект и изыскания порядка 250 миллионов рублей", – рассказал РИА Томск глава облдепартамента спецпроектов Дмитрий Сон.
Он пояснил, что с участком под кампус точно определятся к концу апреля 2023 года. Уже на следующей неделе планируется провести совещание в областной администрации, где еще раз будут рассмотрены ранее предполагаемые площадки и проверены варианты, предложенные общественностью.
"Это и Хромовка, и нулевой километр Малого транспортного кольца, и район Московского тракта и Татарской слободы, и другие территории. В данный момент специалисты как раз собирают всю информацию, ведутся консультации с Главгосэкспертизой", – рассказал начальник департамента.
По его словам, каждый участок, в том числе и примыкающий к ОЭЗ, рассматривается по целому комплексу параметров. Это и транспортная доступность, и возможность в шаговой доступности организовать учебный процесс, и наличие или отсутствие коммуникаций, и дополнительные расходы в связи, например, с ликвидацией угрозы подтопления. И таких параметров сотни.
"После выводов Главгосэкспертизы и будущего совещания, где определятся все плюсы и минусы участков, администрацией Томской области будет принято окончательное решение и документы уйдут в Минстрой и Минобр. И мы сразу выходим на новые условия концессионного соглашения – это максимум к середине мая. То есть к началу строительного сезона, когда сойдет снег, будет осуществлена привязка к местности и строительство уже будет запущено", – сказал Сон.
Завершить строительство кампуса власти планируют в 2027 году.
Что дает шаг в ОЭЗ
По словам Сона, приоритетный участок под кампус на сегодняшний день – в поселке Заварзино-Радиостанция, около ОЭЗ "Томск". Плюсы и минусы этого участка площадью более 77 гектаров тщательно просчитаны специалистами Главгосэкспертизы РФ, представителями вузовского сообщества и филиала СО РАН.
Один из плюсов участка у ОЭЗ – экономия 5 миллиардов рублей. "Левобережные" варианты обходились значительно дороже за счет канатной дороги, инженерных сетей и необходимости укрепления берега.
"На самом деле, в ОЭЗ уже есть инфраструктура под кампус: производственные площадки, производства и возможность подключения ко всем коммуникациям. Приходи и строй хоть завтра. Что касается требования пешей доступности до аудиторных корпусов, оно легко решается организацией учебного процесса на имеющихся площадях ОЭЗ и ТО СО РАН", – рассказал Сон.
Возможность организовать здесь и сейчас учебный процесс, при котором студенты смогут активно обучаться на практике, работая на реальных производствах, по словам ректора – действительно ощутимый фактор приоритетности площадки в районе Академгородка.
Бизнес и научные институты получат квалифицированных сотрудников, ведь размещать в кампусе планируют студентов старших курсов специалитета и магистрантов. Это наш ответ на вызовы именно сегодняшнего дня, например, сегодня только химическая промышленность требует тысячи подготовленных кадров.
"У нас на факультете 400 химиков, и сегодня заказ на 1 тысячу выпускников минимум от предприятий. В перспективе есть необходимость увеличить количество студентов до 4 тысяч. У политеха человек 500 учатся – заказ на полторы тысячи. Выпускников-химиков физически не хватает – в очереди стоят "Газпромнефть", "Сибур", – привел пример Галажинский.
Он добавил, что в ТГУ сегодня рассматривают вопрос о создании средней школы с углубленным изучением химии, чтобы дети со школьной скамьи основательно занимались этой наукой.
"Там (в ОЭЗ) молодые предприниматели, 44 резидента, инжиниринговый центр и новейшие производства. И для молодых предпринимателей – это бесшовный переход. Вы можете школьником в кампус зайти в стартап-школу и дальше через акселераторы, гранты, тренинги выйти в реальное производство или реальный технологический бизнес", – рассказал директор Центра стратегических разработок ТГУ Илья Мясников.
По словам Сона, в ближайшее время власти объявят конкурс на строительство в ОЭЗ инжинирингового центра. Здание площадью 20 тысяч квадратных метров планируют сдать уже к концу 2024 года. Его планируется использовать для нужд Большого университета Томска. Одновременно со строительством центра планируется начать возводить первые общежития кампуса.
Как пояснил Андрей Антонов, также одним из плюсов размещения бизнеса в кампусе и в его инновационном поясе, станут налоговые льготы, предоставляемые в филиале "Сколково". Он напомнил, что в 2019 году в Томске заработал региональный оператор этого инновационного центра, который предоставляет тот же пакет льгот для бизнеса, что и подмосковный центр.
"У нас ты можешь получить льготы, как в "Сколково". Сейчас появился интерес у крупных компаний из-за благоприятного режима для крупного бизнеса. В основном, речь про IT-направление. Причем, удаленность Томска от Москвы стала не недостатком, а преимуществом. Крупные компании готовы вводить центры на тысячи рабочих мест. Им часовой пояс важен, а мы находимся посередине. Дополнительный плюс для бизнеса – по зарплате мы более конкурентны, чем Москва", – добавил замгубернатора.
В свою очередь Мясников пояснил, что все, что концептуально закладывалось все это время в идеологию кампуса, можно реализовать на площадке у ОЭЗ.
"Концептуально, когда выстраивали идеологию кампуса, со студентами и с вузовским сообществом все обсуждали. На консорциуме рассматривали неоднократно технико-экономические параметры, содержание кампуса. Потом проводили исследования общественного мнения. Все эти результаты легли в основу концепции, которая сегодня не претерпела сильных изменений", – рассказал он.
Транспортная доступность
Антонов пояснил, что власти обдумывают решения, связанные с обеспечением транспортной доступности кампуса, если он разместится у ОЭЗ. Для этого привлечены эксперты федерального уровня "из европейской части страны".
Уже сейчас понятно, что решению этого вопроса будет способствовать строительство второго участка Малого транспортного кольца (5-12-й километр МТК). Магистраль вместе с элементами благоустройства будет отделять кампус от соседнего земельного участка, где находится кладбище. "До 2025 года должны закончить с первым этапом строительства МТК и приступить ко второму", – рассказал вице-губернатор.
Есть и другие предложения: организовать выделенную полосу движения для автобусов на улицах Балтийская и Елизаровых, задействовать железную дорогу – от кампуса до других транспортных хабов. Должна быть учтена и возможность выделения полос под велосипеды и самокаты.
Эксперты должны подготовить решения транспортного вопроса уже к осени 2023 года.
Тихие соседи
Приоритетный участок под кампус располагается в непосредственной близости к кладбищу "Бактин". Именно этот факт стал одним из самых обсуждаемых в соцсетях: людей беспокоит возможное препятствие в виде санитарно-защитной зоны и "виды из окна".
По словам Сона, границы участка кампуса не попадают в санитарно-защитную зону кладбища, установленную в 2017 году. Для понимания, санитарная зона может устанавливаться автоматически в зависимости от типа объекта, а можно заказать отдельное исследование под конкретный объект. Так, именно санитарно-защитная зона кладбища на Бактине была определена главным санитарным врачом РФ несколько лет назад, когда соседний участок попал в резерв ОЭЗ.
По этому же пути может пойти и Томск. "Мы будем максимально приземлять кампус, чтобы вид был "оптимистичным" – в будущее, а не в прошлое… Часть, которая примыкает к "тихим соседям", – административно-спортивная. Будущая трасса, защитные экраны и лес все загораживают", – добавил Сон.
Перспектива – город-кампус!
Кстати, по словам Антонова, возможный перенос кампуса на участок вблизи ОЭЗ не отменяет развития левобережья. Власти рассматривают возможность создания там общественных пространств, а застройщики продолжат строительство жилья. Остается в планах и строительство третьего моста через Томь.
"Участок, который первоначально рассматривался под кампус на левобережье (в районе озера Боярское. – Ред.), в настоящее время на безвозмездной основе передан региону. Сегодня на нем планируется создать общественное пространство для всего города. В данный момент мы совместно с Большим университетом и местными жителями планируем запустить серию обсуждений", – пояснил вице-губернатор.
Тут важно понимать, что строительство межуниверситетского кампуса – это не начало и даже не середина проекта по преобразованию всего городского пространства и сращивания его с университетами, которые играют важную роль в облике всего Томска.
"Сейчас мы возвращаемся к теме города-университета. Города-кампуса, если хотите – когда в город будут вписаны реакторы роста. Получается, Академгородок (площадка ОЭЗ, ТО СО РАН и университетский кампус) – технологичная и научно-производственная площадка. У нас есть земля на улице Мокрушина, ботсад 100 гектаров – там могла бы быть био-эко-история", – рассказал Галажинский.
По его словам, в центре Томска, где располагаются общежития "Маяк" и "Парус", может быть образован блок с направлениями, для которых город – часть жизни, например, антропология, дизайн. И таких точек роста несколько.
"Оптимально – когда научно-образовательный комплекс встроен в город, является его частью. Это позволит развиваться не только университетам, но и всему Томску", – отметил ректор.