RIATOMSK.RU
ВСЕ НОВОСТИ
9:58 16 апреля 2024 г.

Остудить рынок: томский эксперт о ключевой ставке и спросе на кредиты

© РИА Томск. Никита Гольцов

ТОМСК, 16 апр – РИА Томск. Ключевая ставка Центробанка за последние девять месяцев увеличилась вдвое. Что стоит за этим решением главного финансового регулятора? Стоит ли ожидать низких кредитных ставок? Об этом рассказала РИА Томск управляющая томским отделением Банка России Елена Петроченко.

Спрос на кредиты сохраняется

– К концу прошлого года Банк России заметно ужесточил денежно-кредитную политику. Как это отразилось на процентных ставках по кредитам для граждан, и чего нам ждать в 2024 году?

– Мы ужесточаем денежно-кредитную политику, потому что необходимо привести инфляцию к цели в 4%. В 2024 год мы вошли с ключевой ставкой 16% годовых, за предыдущие девять месяцев она выросла более чем в два раза. Повышение ключевой ставки, в свою очередь, привело к увеличению ставок по кредитам и депозитам.

Так, по Сибири в декабре 2023 года средняя ставка по кредитам физическим лицам на срок до года составила 21,4% годовых, а годом ранее была 19,4% годовых (в январе 2024 года – 23,3% против 19,8% годом ранее). На срок свыше года – 14,3% годовых (2023 год) против 12,3% годовых в 2022-м году (в январе 2024 года – 18,2% против 13,9% годом ранее).

Да, рыночные ставки высокие, и они следуют за повышением ключевой ставки, но это не значит, что люди вообще перестали брать кредиты. Они их берут, но не так активно, как в прошлом году. По нашим оценкам, в России корпоративный портфель вырастет в 2024 году на 6-11%, ипотека – на 7-12%, потребительские кредиты – на 3-8%.

– А как вы объясняете то, что люди продолжают брать кредиты даже при таких высоких ставках?

– Все относительно. На потребительское поведение человека сильно влияет его личная инфляция и личные инфляционные ожидания.

Если человек считает, что через год инфляция будет такой, что она, например, не превысит процентную ставку по кредиту или превысит, но разница будет для него несущественная, то он кредит возьмет. Потому что через год купить ту же вещь, получить ту же услугу будет дороже.

Если мы говорим об ипотечных кредитах, то сейчас люди часто берут их для улучшения своих жилищных условий. То есть продают старое жилье, а на недостающую сумму берут кредит. В результате объем кредита получается не таким уж большим.

К тому же платежеспособность населения увеличилась. У нас сейчас на рынке труда дефицит рабочей силы. Это вызывает рост зарплат. Если раньше у человека не хватало дохода, чтобы оплачивать такую высокую ставку по кредиту, то сейчас, когда его доход увеличился, человек может больше тратить на его погашение.

– В марте ключевая ставка осталась на уровне 16%. Означает ли это, что кредитные ставки уже не будут расти далее?

– Это очень интересный вопрос. В своей процентной политике банки ориентируются не только на ключевую ставку, а учитывают разные риски. В кредитные ставки банки закладывают не только стоимость ресурсной базы, то есть стоимость вкладов, которые нужно вернуть с учетом процентов, но и риск-премию.

Заемщики бывают разные. Кто-то является зарплатным клиентом, укладывается в беспроцентный период по кредитной карте, то есть у него хороший кредитный рейтинг. И такому заемщику банк может вполне установить кредитную ставку, которая будет, может быть, даже и ниже ключевой.

А есть заемщики другого плана. Возьмем полную противоположность. Заемщик впервые обратился в банк, у него нет постоянной работы, временная регистрация. Наверное, банк не откажет такому заемщику, но риски в этом случае выше, поэтому банк может предоставить кредит по очень высокой процентной ставке.

Кроме того, банки закладывают в кредитные ставки инфляционную премию, то есть ту инфляцию, которую ожидают сами. Для чего это делается? Если инфляция будет высокая, то люди будут активно снимать деньги с вкладов и тратить их на приобретение каких-то товаров и услуг. Поэтому банк, чтобы удержать ресурсную базу, повышает ставки по вкладам. А значит, и ставка по кредитам должна быть соответствующей, чтобы у банка была возможность заплатить эти проценты по вкладам.

Поэтому иногда, даже если ключевая ставка сохраняется на том же уровне, но изменились какие-либо другие условия, например, переоценка кредитных рисков, ставки по кредитам могут поменяться.

– Но и в текущей ситуации Банк России ужесточает правила выдачи кредитов. Зачем?

– Банк России стремится "остудить" кредитный рынок. Он должен расти сбалансированно, без чрезмерной закредитованности граждан. Неправильно, если люди берут новые займы для того, чтобы гасить предыдущие.

В идеале на погашение долгов должно уходить не более 30-50% дохода. Когда эта доля больше 50%, а тем более 80%, резко возрастает риск не справиться с выплатами при каких-либо финансовых трудностях, вплоть до потери ипотечного жилья. У банков при этом также будут потери из-за списания "плохих" кредитов, то есть тех, по которым не поступают платежи.

Чтобы снизить риски неплатежей, мы применяем различные регуляторные меры. Например, с начала 2023 года Банк России ограничивает банкам и микрофинансовым организациям выдачу потребительских кредитов клиентам, имеющим непогашенные ранее кредиты. Сначала эти ограничения распространялись только на ссуды заемщикам, которые отдавали на платежи по кредитам свыше 80% своего официального ежемесячного дохода.

Теперь регулирование коснулось и заемщиков с долговой нагрузкой выше 50%. Им банки не смогут выдать более четверти от квартального объема потребительских кредитов.

По сути, такими мерами Банк России оздоравливает ситуацию с потребительским кредитованием. Кредиторам становится невыгодно выдавать деньги в долг людям, которые и так уже тратят на погашение различных кредитов значительную часть доходов. Отсюда и рост числа отказов.

"Ипотечного пузыря" нет, но рынок перегрет

– В прошлом году правительство значительно изменило условия выдачи льготных ипотек. Насколько это было оправдано в нынешних условиях?

– В прошлом году правительство РФ пошло по пути ужесточения условий по льготной ипотеке на новостройки. Первоначальный взнос был повышен до 30%, а размер суммы для всех регионов был установлен на одном уровне – 6 миллионов рублей. Банк России поддерживает эти меры.

Льготную программу запустили в 2020 году как антикризисную, чтобы повысить доступность жилья, но получилось наоборот – жилье стало менее доступным. Льготная ипотека спровоцировала аномальный рост цен на новостройки. При этом стоимость жилья росла быстрее, чем доходы граждан. В среднем по стране цены на новостройки за три года почти удвоились.

У нас в регионе цена квадратного метра нового жилья только за прошлый год выросла на 20%. В результате при низких ставках люди вынуждены брать бОльший объем кредита. То есть из-за такого роста цен вся выгода для заемщика, по сути, исчезла. Даже если ежемесячный платеж не вырос из-за удлиненного срока кредита, то общая долговая нагрузка заемщика все равно увеличилась.

В этих условиях вместе с высокими рыночными ставками изменение параметров льготных программ позволит немного охладить жилищный рынок и замедлить рост цен на нем.

– Эксперты говорят, что при такой ситуации может возникнуть перегрев рынка, "ипотечный пузырь". Есть ли у нас в регионе признаки этого?

– "Ипотечного пузыря" нет, но рынок однозначно перегрет. Прежде всего это касается цен на новостройки, которые росли высокими темпами – тот самый признак перегрева.

Льготная ипотека оставалась доступной для всех групп населения, некоторые ею пользовались не один раз, в том числе для покупки жилья в инвестиционных целях. Кроме того, широкое использование льготных программ привело к разрыву цен на первичном и вторичном рынке жилья.

Получился дисбаланс – цены на новостройки росли быстрее и оказались значительно выше, чем на вторичном рынке. У нас в регионе разрыв цен в конце прошлого года составил около 22%. Поэтому, если при каких-то жизненных обстоятельствах заемщику потребуется продать ипотечное жилье, его цена окажется существенно ниже, чем при покупке. И вырученная от продажи сумма может не покрыть величину ипотечного долга заемщика. А это уже риски и для людей, и для банков. Поэтому нужно, чтобы такой разрыв в ценах сократился.

Беспокоит и то, что рост цен на жилье сопровождает снижение качества кредитов из-за заемщиков с высокой долговой нагрузкой. Это увеличивает кредитные риски, поэтому к ипотечным кредитам также применяются меры макропруденциального регулирования. Они направлены на то, чтобы ограничить рост ипотеки с низким первоначальным взносом и снизить ее выдачи высокозакредитованным гражданам.

Кредиты таким заемщикам несут повышенные риски, и под них банки вынуждены создавать дополнительные резервы. Банку это невыгодно, поэтому, скорее всего, отбор заемщиков станет более жестким. По нашему мнению, в идеале банки не должны выдавать кредиты, в том числе и ипотечные, тем заемщикам, которые тратят на обслуживание долгов больше половины своего ежемесячного дохода.

Снижение не раньше лета

– Какие изменения произошли за год на рынке вкладов населения?

– Банки предлагают привлекательные условия по вкладам, люди все больше склоняются к тому, чтобы сберегать, а крупные покупки, тем более в кредит, откладывать.

По Сибири средняя ставка по вкладам физическим лицам на срок до года в декабре 2023 года составила 12,5% годовых, а годом ранее была 5,3% годовых (январь 2024 года – 14,4%, годом ранее 5,2%); на срок свыше года – 12% годовых против 7,6% годовых в 2022-м году (январь 2024 года – 13%, годом ранее 7,3%). Доходность по отдельным предложениям в декабре прошлого года у нас в регионе достигала 16-17% годовых (в январе 2024-го ситуация была аналогичная).

Объем денег на вкладах у томичей на 1 января 2024 года составил 216 миллиардов рублей – на 20% больше, чем было год назад (на 1 февраля 2024 года объем денег на вкладах у томичей составил 213,2 миллиарда рублей – на 24% больше, чем годом ранее). Люди возвращали в банки часть скопившихся у них наличных денег. Также в прошлом году росли зарплаты, социальные и бюджетные выплаты, и часть из них направлялась на вклады.

Томичи чаще выбирали рублевые вклады как более надежный инструмент для сохранения денег. Высокие ставки привели к тому, что вкладчики готовы отнести деньги в банк на более длительные сроки.

За год в регионе выросла доля долгосрочных депозитов. Наиболее востребованными стали вклады срочностью от 6 месяцев до 1 года (в текущем году тенденция сохраняется), тогда как год назад – на срок от 3 до 6 месяцев. Граждане стремились зафиксировать высокий процент на более долгий срок, тем самым защитить свои средства от инфляции и обеспечить финансовую подушку безопасности.

– Как долго ключевая ставка будет оставаться такой высокой?

– Устойчивое возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% – это история не одного-трех месяцев. Нужен более продолжительный период для поддержания жестких денежно-кредитных условий. Наш базовый прогноз предполагает, что условия для начала снижения ключевой ставки появятся во второй половине этого года. И в среднем за 2024 год она составит 13,5-15,5% годовых.




Поделиться в WhatsApp
Анкудинова Валентина
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
АКТУАЛЬНО
Четверо томичей оштрафовано за самовыгул собак за 3мес действия закона
18:36 29 апреля 2024
Паромная переправа через Обь заработала у Колпашева Томской области
14:19 29 апреля 2024
Как вернуть себе здоровый сон: советы томского эксперта
12:01 29 апреля 2024
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Четверо томичей оштрафовано за самовыгул собак за 3мес действия закона
18:36 29 апреля 2024
Фонтан в томском Буфф-саду починят в 2024 году
16:09 29 апреля 2024
Паромная переправа через Обь заработала у Колпашева Томской области
14:19 29 апреля 2024