ТОМСК, 29 мая – РИА Томск. Томские ученые создали для аэропортов акустический радар нового типа, который позволит в режиме реального времени следить за турбулентностью в нижнем слое атмосферы, что сделает полет и посадку самолетов безопаснее, говорится на сайте центра общественных связей СО РАН.

Ученые Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН, Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН разработали технологию одновременного измерения скорости ветра и характеристик случайных пульсаций температуры. Создание новой технологии стало возможным благодаря решению ученых модифицировать имеющиеся содары (акустические радары).

"Предполагается использовать его (метод) в аэропортах для обеспечения безопасности взлета и посадки самолетов. Там создаваемые турбулентностью воздушные ямы особенно опасны, поскольку нет запаса по высоте и времени для маневра, и незапланированное резкое снижение самолета может привести к катастрофе", - говорится в сообщении.

По информации центра, новый метод получения и обработки содарных данных позволяет в режиме реального времени увидеть динамику ветровой и температурной турбулентности в нижнем слое атмосферы, где пилот принимает решение о посадке самолета или его заходе на второй круг.

"Обычно содары работают следующим образом: в атмосферу направленно излучается звуковая волна, она отражается от неоднородностей, возникающих в воздухе из-за его турбулентного перемешивания, и принимается содаром в виде сигнала, по характеристикам которого определяется либо скорость ветра, либо флуктуации (колебания) температуры", - сообщается на сайте.

Уточняется, что ученые впервые попытались решить задачу одновременного дистанционного определения этих параметров. Для этого они синхронизировали в одном приборе разные каналы приема информации. "Результаты применения разработанной технологии вдохновили нас на оформление заявки на патент", – приводятся в сообщении слова старшего научного сотрудника Института оптики атмосферы Людмилы Шаманаевой.