© Ольга Кирякова
Председатель комитета
специального и дополнительного образования департамента общего образования Томской области Анастасия Чубарова считает, что термин "доступная среда" в обществе
трактуется слишком узко и сводится лишь к его технической стороне.
Между
тем это понятие подразумевает и обучение педагогов, и подготовку детей к
принятию "особенных" учеников. Но в целом отношение к ним в школах,
стало более доброжелательным, чем в начале работы по обеспечению условий для инклюзивного
образования.
–
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычную школьную
среду – это не простой вопрос. И тут еще большой вопрос, кому тяжелее – такому ребенку
или педагогам, или его одноклассникам.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Доступная
среда почему-то очень узко трактуется населением – как некая архитектурная
среда с пандусами, с расширенными дверными проемами и так далее. На самом деле,
это понятие носит более глубокий смысл. Доступная среда не заключается только в
архитектурном оснащении, она подразумевает и подготовленных педагогов.
Раньше,
как правило, дети с ограниченными возможностями обучались на дому, потому что
такие рекомендации давали медики. А теперь по закону об образовании в школы
имеют право прийти дети с любым диагнозом. Если до недавнего времени был
диагноз "необучаемый", теперь такого нет – обучаемы дети все.
И на
начальном этапе (создания условий для инклюзивного образования) все были не
готовы к этому, в том числе и родители детей с ограниченными возможностями.
Почему-то некоторые из них думали, что ребенок придет в школу, и в их жизни все
сразу изменится. Это процесс продолжительный по времени.
Но
ведь меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Быстрее
всего поменялось отношение детей. В целом я хочу констатировать, что абсолютно
доброжелательно относятся в школах к таким детям.