Председатель комитета специального и дополнительного образования департамента общего образования Томской области Анастасия Чубарова считает, что термин "доступная среда" в обществе трактуется слишком узко и сводится лишь к его технической стороне.

Между тем это понятие подразумевает и обучение педагогов, и подготовку детей к принятию "особенных" учеников. Но в целом отношение к ним в школах, стало более доброжелательным, чем в начале работы по обеспечению условий для инклюзивного образования.

– Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычную школьную среду – это не простой вопрос. И тут еще большой вопрос, кому тяжелее – такому ребенку или педагогам, или его одноклассникам.

Доступная среда почему-то очень узко трактуется населением – как некая архитектурная среда с пандусами, с расширенными дверными проемами и так далее. На самом деле, это понятие носит более глубокий смысл. Доступная среда не заключается только в архитектурном оснащении, она подразумевает и подготовленных педагогов.

Раньше, как правило, дети с ограниченными возможностями обучались на дому, потому что такие рекомендации давали медики. А теперь по закону об образовании в школы имеют право прийти дети с любым диагнозом. Если до недавнего времени был диагноз "необучаемый", теперь такого нет – обучаемы дети все.

И на начальном этапе (создания условий для инклюзивного образования) все были не готовы к этому, в том числе и родители детей с ограниченными возможностями. Почему-то некоторые из них думали, что ребенок придет в школу, и в их жизни все сразу изменится. Это процесс продолжительный по времени.

Но ведь меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Быстрее всего поменялось отношение детей. В целом я хочу констатировать, что абсолютно доброжелательно относятся в школах к таким детям.