ТОМСК, 18 фев – РИА Томск. Лугинецкое месторождение среди промыслов
"Томскнефти" уникальное. Его главная особенность – многослойность,
которая проявляется в сочетании нефти, газа и конденсата.
С одной стороны — это, безусловно, богатство, а с другой —
целый букет эксплуатационных проблем, поскольку к каждой скважине при
таких условиях нужен индивидуальный подход.
Козырь "против"
– козырь "за"
Первые поисковые работы на участке начались еще полвека назад, когда была пробурена Пудинская опорная скважина.
Она подтвердила перспективность развития третьего нефтедобывающего района,
на территории которого в дальнейшем было открыто около
20 месторождений. В том числе одно из крупнейших —
Лугинецкое.
© РИА Томск. Олег Асратян
Лугинецкая газокомпрессорная станция
© РИА Томск. Олег Асратян
Сегодня Лугинецкое является одним из самых крупных
поставщиков газа среди месторождений "Томскнефти". Благодаря
построенной на промысле в 2002 году газокомпрессорной станции, попутный
нефтяной газ, который когда-то был главным "козырем" против развития
данного промысла, в настоящее время стал стратегическим продуктом для
компании.
Ежегодно 1,4 миллиарда кубометров попутного нефтяного газа (ПНГ) с
Лугинецкого перерабатывается в отбензиненный газ, пригодный для
использования в бытовых нуждах, для отопления домов. "Готовый" газ
подается в магистральный газопровод Нижневартовск - Парабель - Кузбасс,
являющийся составной частью газотранспортной системы России. Именно он уходит в
дома жителей городов и поселков Западной Сибири.
© РИА Томск. Олег Асратян
Сотрудник газокомпрессорной станции на Лугинецком месторождении
Углеводородное разноцветье
"Палитра цветов добываемого "черного золота" на
Лугинецком – самая разнообразная: от почти прозрачной до очень темной. Все
это благодаря газу, или, как его еще называют, нефтяному конденсату, который
выходит на поверхность земли вместе с легкими нефтяными фракциями. Он более
чистый, приближенный по составу и цвету к бензину", - пояснил начальник
цеха добычи нефти и газа №5 Сергей Акимов.
© РИА Томск. Олег Асратян
Пробы нефти на Лугинецком месторождении
Несмотря на то, что Лугинецкое – одно из старейших
месторождений компании, показатели добычи здесь не хуже, чем на других, более
свежих промыслах. Достигается это при помощи постоянных мер по интенсификации
добычи – регулярно проводимых гидроразрывов пласта, а также путем включения в работу
новых кустов и скважин.
© flickr.com/ futureatlas.com
Так, в 2015 году на месторождениях, входящих в состав
Лугинецкого региона, планируется пробурить около 30 новых скважин.
"Средний дебет по скважинам - от 40 до 44 тонн в сутки. <…> Планы
хорошие, будем надеяться, что все реализуется", - уточнил Акимов.
Километры для
транспортировки
Транспортировка "черного золота" с Лугинецкого происходит
через магистральный нефтепровод, в который нефть поступает только после
осуществления целого комплекса мероприятий. Сначала ее отделяют от примесей,
нормализуют, производится отбор проб и анализ в химико-аналитической
лаборатории, и только после этого уже производится сдача товарной
(готовой) нефти.
© РИА Томск. Олег Асратян
Лугинецкое месторождение
Внутри месторождения сырье также транспортируется по
нефтепроводам – только на территории Лугинецкого в ведении нефтяников
около 300 километров нефтесборных коллекторов. Для того чтобы
предотвратить порывы, работники цеха текущего ремонта трубопроводов ежедневно
проходят каждый участок напорной сети, лично осматривая трубы.
© РИА Томск. Олег Асратян
На Лугинецком за сохранность трубопроводных сетей
месторождения отвечают около 60 человек. "Это и ремонтный состав –
слесари-ремонтники, электрогазосварщики и линейные трубопроводчики, которые
занимаются осмотром трубопроводов и их техобслуживанием", - пояснил
начальник цеха текущего ремонта трубопроводов Лугинецкого месторождения Валерий
Красноперов.
Вдоль по тропке
Задача линейных трубопроводчиков – ежедневно лично
осматривать каждый километр труб на предмет утечек и трещин. Зимой – на лыжах и
снегоходах, летом – пешком или на машинах - трубопроводчики регулярно проводят
инспекцию нефтепроводов.
"Если есть такие-то утечки – они оперативно сообщают, и
на место выдвигается бригада наладчиков. Аварии влекут за собой экологические
риски и финансовые, поэтому сохранности труб в "Томскнефти" принято
уделять самое пристальное внимание", - уточнил Красноперов, пояснив, что
аварии на нефтепроводах происходят крайне редко.
© РИА Томск. Олег Асратян
Трубопроводчики на Лугинецком месторождении. Инспекцию нефтепроводов зимой проводят на лыжах и снегоходах.
© РИА Томск. Олег Асратян
"Главная причина порывов – разгерметизация трубы из-за коррозии. Поэтому мы регулярно проводим мероприятия по профилактике порывов. Скорость коррозии
рассчитываем при помощи узлов контроля коррозии. Через
данный узел специальный металлический "образец-свидетель",
сделанный из того же металла, что и трубопровод, опускают в трубу и
оставляют на некоторое время", - пояснил начальник цеха.
Затем образец вытаскивают и с помощью взвешивания
рассчитывают скорость коррозии в заданной среде. "Допустим, толщина образца была
8 миллиметров, а стала 7, значит, параллельно в том же месте и на такую же глубину разъело трубопровод", - уточнил собеседник агентства.
Таким образом, работникам цеха удается заранее найти места
предполагаемых порывов и вовремя их заменить. "Ремонтом и заменой
прохудившихся участков мы тоже занимаемся сами – силами работников нашего
цеха. Для этого у нас есть вся необходимая техника – более 20 единиц - и самое
главное - опыт устранения таких порывов", - уточнил он.
© РИА Томск. Олег Асратян
Трубопроводчики на Лугинецком месторождении регулярно проводят инспекцию нефтепроводов, чтобы исключить их повреждения и порывы
Для справки
В настоящее время на Лугинецком добыча идет на 249
скважинах. В 2014 году на месторождении было добыто 796 тысяч тонн нефти.
"План по добыче на следующий год чуть выше. Благодаря вводу новых кустов и
интенсификации прежних запасов, он вполне реализуем", - пояснил Акимов.
По итогам ушедшего года геолого-технические мероприятия на
Лугинецком были выполнены на 100,7%. "Проблемы, конечно, были, и план мы
немного не выполнили, однако в целом год прошел весьма успешно. В январе у
промысла открывается второе дыхание при открытии зимников. Производятся гидроразрывы пласта,
освоение и запуск в работу новых скважин", - добавил он.
© РИА Томск. Олег Асратян
Лугинецкое месторождение