ТОМСК, 25 апр – РИА Томск. За 120-летнюю историю Томского политехнического университета его студенты и профессора сделали тысячи изобретений. РИА Томск составил
топ-12 самых громких разработок политехников.
Электропоезд на магнитной подушке – 1913
год.
Профессор Томского технологического института Борис Вейнберг предложил безвоздушный способ
передвижения электропоезда с помощью магнитных и электрических сил – на магнитной
подушке.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Модель дороги для электропоезда на магнитной подушке
Модель безвоздушной электродороги была создана
Вейнбергом в лаборатории на кафедре физики ТТИ: это кольцо диаметром более
шести метров, сделанное из медной трубы. Диаметр трубы – 25 сантиметров. Вес вагонов
– по 10 килограммов. Эта разработка была названа "сибирским чудом". Теоретически политехник
доказал, что на такой дороге – в трубе – вагоны могут разогнаться до 800 километров
в час.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Так в начале XX века мыслились путешествия на безвоздушной дороге
По информации вуза, в годы Первой мировой
войны установку разобрали, так как медь, из которой была сделана труба, "потребовалась
для нужд страны".
Первый в мире турбобур – 1922 год.
Автор
этого изобретения – выпускник механического факультета Матвей Капелюшников.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Матвей Капелюшников
Турбобур
представляет собой гидравлический забойный двигатель для бурения скважин.
История турбинного бурения началась именно
с разработки политехника. Предложенный способ бурения позволил вращать не все трубы
в скважине, а только сам бурильный инструмент, что привело к колоссальной экономии
энергии. Сегодня это основной способ бурения нефтяных и газовых скважин.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Схема работы турбобура конструкции Капелюшникова
Первый сибирский самолет "Авиэтта"–
1927 год.
Впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен двигатель,
самостоятельно сконструированный профессором Александром Квасниковым и студентами.
Ранее на отечественных самолетах использовались двигатели иностранного производства.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Лаборатория авиадвигателей
Самолет назвали "Авиэтта" или "СТИ
1" – в честь вуза, переименованного в 1920-х годах в Сибирский технологический
институт (СТИ). Его строили с учетом томского бездорожья, отсутствия специальных
"гаражей" и аэродрома. Крылья "Авиэтты" легко складывались,
и она перевозилась обычной одноконной тягой. На старт ее могли выкатить два-три
человека.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Сборка самолета
Сибирский самолет представлял собой двухместный
моноплан с нижним расположением крыльев и верхними подкосами. Основной строительный
материал крыльев и фюзеляжа – сосновая древесина, фанера, перкаль, эмалит, лак.
Мелкие крепежные детали были изготовлены из стали. Средства на строительство самолета
собирали всем вузом, например, был организован благотворительный бал-маскарад.
Первый в СССР тракторный газогенератор –
1928 год.
Создал его студент Алексей Введенский. Газогенераторная установка позволяла
автомобилям и тракторам работать на газе, получаемом из древесных чурок. Это изобретение
сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Сибирь оказалась
отрезанной от нефтяных источников Кавказа, а местные месторождения газа еще не открыли.

Алексей Введенский, автор первого в СССР тракторного газогенератора
Электроотбойный молоток для добычи угля –
1934 год.
Его создал научный сотрудник Константин Шмаргунов. Разработка политехника
произвела революцию в угольной промышленности, перекрыв производительность пневматического
молотка и одновременно уменьшив в десятки раз стоимость расходуемой энергии.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Константин Шмаргунов
Отбойный молоток представляет собой механический
ручной инструмент ударного действия, предназначенный для разрыхления и раскалывания
не очень крепких материалов, например, осадочных горных пород и асфальта.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Электроотбойный молоток для добычи угля
Первый советский легковой вездеход ГАЗ-61
– 1938-1939 годы.
© с сайта ОАО "Газпром"
Его спроектировал выпускник ТТИ Виктор Грачев, выдающийся
советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.
ГАЗ-61 – советские легкие автомобили повышенной
проходимости с приводом на все колеса. Модификация ГАЗ-61-73 – первый в мире полноприводный
легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны
ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного
состава.
Первый отечественный сильноточный бетатрон
– 1947 год.
Бетатроны – ускорители частиц, образующие вторичные рентгеновские лучи.
Сегодня их используют в промышленности для контроля прочности сварки или литья,
а также в досмотровых комплексах.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Первый отечественный сильноточный бетатрон
Это одна из самых ранних инновационных разработок
томских политехников, бетатроны в ТПУ начали производить с начала 1960-х годов.
Электротанкетка-торпеда ЭТ-1-627 – 1941 год.
Разработка была сделана по инициативе выпускника ТТИ, изобретателя, военинженера
третьего ранга Александра Казанцева.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Выпускник ТТИ, изобретатель, военинженер третьего ранга Александр Казанцев
Управляемые по проводам самоходные мины его
конструкции были выпущены в небольшом количестве и сыграли роль при прорыве блокады
Ленинграда.
Радиощуп – 1942 год.
Это аппарат по выявлению
осколков металла в теле человека, созданный сотрудником
Сибирского физико-технического института Борисом Кашкиным и лаборантом Томского
индустриального института Павлом Одинцовым.
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Павел Одинцов за работой
Летом 1942 года в газетах писали: "При
оперировании раненого не всегда легко отыскать в теле пули, осколки снарядов и мин.
В госпиталях Томска используется для этого радиощуп, изобретенный научным работником
индустриального института тов. Одинцовым. Как радио улавливает в эфире звук, так
и этот прибор при помощи звуков регистрирует присутствие в организме металлических
тел".
© предоставлено пресс-службой Томского политехнического университета
Радиощуп, созданный сотрудником СФТИ Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым
Первый в СССР серийный трехместный вертолет
Ми-1 – 1951 год.
Летательный аппарат создан под руководством выпускника политеха
Михаила Миля. Первоначально вертолет обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).
© предоставлено пресс-службой ТПУ
Главной задачей машины с самого начала стала
подготовка пилотов-вертолетчиков. Ми-1 – первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший
в военные училища и аэроклубы ДОСААФ.
Ми-1 эксплуатировался в военных и гражданских
целях не только в нашей стране. Помимо стран Варшавского договора, он поставлялся
в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа,
Северную Корею и Финляндию. Сферы применения были примерно теми же, что и у нас.
Поляки использовали Ми-1 еще и для борьбы с минами в Балтийском море.
Томский наносекундный ускоритель – 1972 год.
Создан под руководством выпускника ТТИ Юрия Усова. Одной из первых задач, которую
решали на этом ускорителе, было создание мощных СВЧ-генераторов с помощью
сильноточных релятивистских электронных пучков (СРЭП).
Уникальная технология для мирного атома – 1990-е годы.
Выпускник ФТФ ТПИ (ТПУ) 1956 года Геннадий Хандорин разработал и внедрил промышленную технологию конверсии высокообогащенного урана из ядерного оружия в низкообогащенный для атомной энергетики.
© с сайта СХК
Геннадий Хандорин
За свою работу ученый получил в 1997 году Государственную премию.