ТОМСК, 7 июн – РИА Томск. Интернет все больше затягивает
современных детей в свои "сети", где кроме безобидных игр и полезной
информации они рискуют найти "группы смерти" или порнографию. Как
обезопасить томских детей от пагубного воздействия интернета и сохранить их психическое
и физическое здоровье – в материале РИА Томск.
Чего боятся родители?
Ранее сообщалось, что в ноябре-декабре 2015 года социологи
Томского госуниверситета (ТГУ) провели масштабное анкетирование, насколько
родители школьников информированы о поведении своих детей в интернете. В
исследовании приняли участие 1,1 тысячи родителей школьников Томска, Северска и
Томского района.
© flickr.com/ Jaro Larnos
Результаты показали, что томские родители мало знают о виртуальной
жизни своих отпрысков. Если школьников начальных классов контролируют 92% родителей,
то старшеклассников только 65%.
Около 73% опрошенных считают, что виртуальное пространство несет
опасность. Больше всего у родителей вызывают опасения сайты, пропагандирующие
жестокость и насилие (77%), и порносайты (74%). Еще меньшую угрозу опрошенные
видят в ресурсах, где разглашают приватные данные (37%) и разжигают
межнациональную рознь (36%).
При этом дети 22% опрошенных смогут проводить в интернете сколько
угодно времени – за ними никто не следит. А некоторые старшеклассники, невзирая
на все запреты родных, проводят в интернете до шести часов в день – они гораздо
лучше овладели компьютерами, чем их родители, и за ними просто не уследить. И
это не считая всевозможных гаджетов, контроль над которыми почти никто не
ведет.
"Также мы узнавали об осведомленности родителей об
административной и уголовной ответственности за противоправные действия в сети.
<…> Этот уровень осведомленности достаточно низок и (отсюда) <…>
низкий уровень рефлексии и бесконтрольное поведение в сети", – рассказала во
время круглого стола в медиацентре "РИА Томск" старший преподаватель
кафедры социологии философского факультета ТГУ Дина Афанасьева.
Она добавила, что по факту ситуация может быть гораздо хуже – дети
могут обманывать родителей и делать вид, что проводят в сети небольшое
количество времени.
А знают ли дети о безопасности в сети?
По словам Афанасьевой, исследования показали, что родители не
снимают с себя и своих детей ответственности за последствия пагубного
воздействия интернета или соцсетей.
© РИА Томск. Павел Стефанский
Как, в свою очередь, рассказал председатель комитета развития
образовательных систем областного департамента общего образования Евгений
Степанов, не снимают с себя ответственности и школы Томской области, в которых
обучаются 110 тысяч детей.
"У нас уже есть традиционное мероприятие ежегодное в сети
интернет, есть всероссийская акция "Час кода", которая проводится во
всех образовательных организациях, у нас есть конкурс "Интернешка" по
безопасности в сети интернет, у нас есть международный квест по цифровой
грамотности. Можно сказать, что <…> 80-90% (школьников) через такие
акции проходят", – рассказал Степанов.
Он добавил, что в школах региона также размещены информационные
стенды, которые рассказывают об опасностях, которые ждут детей в сети.
Помогут ли учителя?
По словам завкафедры педагогики и психологии Томского областного
института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анны
Цегельниковой, в последнее время с педагогами проводятся занятия по интернет-безопасности,
в том числе, по цифровой грамотности и по модным трендам и субкультурам,
которые в России обретают популярность через тот же интернет.
"Мы набираем практиков, работаем с педагогами, которые
транслируют и набирают информацию для детей в интернете", – добавила Цегельникова.
Она отметила, что педагогов также учат общаться с детьми через интернет –
он снимает барьеры в общении с современной молодежью.
Кроме того, особенное внимание учителей обращают на сообщества в
социальных сетях, начиная от популярных групп, например, "подслушано"
и заканчивая скандально известными "группами смерти", которые толкают
детей на роковые поступки.
Запретить нельзя?
© РИА Томск. Павел Стефанский
Как отметил заместитель директора по маркетингу ООО
"Контек-софт" Дмитрий Корнев, решить проблему радикальным путем с
технической точки зрения можно легко – поставить
блокировки, "глушилки" и контент-фильтры можно как дома, так и в
образовательных учреждениях.
"Самое простое и самое распространенное – то, что доступно
любому человеку и любому родителю – это сервис "Yandex.DNS" (служба
"имен сайтов"), он пропускает весь трафик через свои защищенные
серверы и следит за тем, чтобы проходили (только разрешенные сайты)", – сообщил
Корнев.
Он отметил, что получить информацию о подобных фильтрах можно в интернете,
на профильных фестивалях и выставках, а также у производителей антивирусов и
браузеров. Однако, по словам Корнева, вопрос "стоит ли применять подобные
"драконовские" меры, и к чему они в итоге приведут?" пока
остается без ответа.
Доцент кафедры теории и практики журналистики факультета
журналистики ТГУ Илья Мясников считает, что решить проблему можно не путем
запретов, а путем, как это ни банально, доверия и сотрудничества.
"Так получилось, что у моего ребенка есть аккаунт в
социальной сети с шести лет. И для нас абсолютно нормально не скрывать, кто и
кому что пишет. У нас все знают пароли друг друга. Если я хочу иметь право
контролировать моего ребенка, то мне придется делегировать ему право
контролировать меня самого", – поделился Мясников.
По его словам, достичь доверительных отношений с ребенком можно и
путем развивающих и интересных компьютерных игр. Самое главное в этом процессе помнить про
родительский долг и стремиться опережать своего ребенка в освоении компьютеров и планшетов.